Смекни!
smekni.com

Анализ формирования эмпатии у студентов (стр. 3 из 8)

4. Дезинтеграционный эмпатический профиль выражается в том, что проявление эмпатии в таком случае тотально: то есть, эмпатируя, индивид становится на место другого, как будто становясь им в полной мере (приобретает его качества, вчувствуется в его жизнь, эмоции, переживания). Такой индивид постоянно кому-то эмпатирует. Эго такого индивида как бы путешествует в поисках своей идентичности из одного объекта эмпатии в другой, на время, становясь то одним, то другим, при этом, «не сохраняя» своей личности и сущности.

5. Ложный эмпатический профиль основан на «реакции приспособления», такой индивид чувствует себя должным быть эмпатийным для того, чтобы его любили, понимали, ценили в обществе. В поведении наблюдаются эмпатические тенденции, но наряду с этим не всегда искренне и адекватно проявляется сочувствие и сопереживание (тогда говорят – «я сочувствую, но по-своему»). Окружающие достаточно часто отказываются от помощи, поддержки, сочувствия таких людей, расценивая поведение как неискреннее, ложное. Вместе с тем, они часто неосознанно ждут (требуют) благодарности в ответ на эмпатическую поддержку или помощь. В социальных взаимоотношениях проявляется неадекватная самооценка, имитация, видимость дела и успеха. «Я» человека носит «закрытый» характер.

6. Дефицитарный эмпатический профиль характеризуется слабой и очень слабой выраженностью эмпатических тенденций в раннем детском возрасте в ответ на недополучение эмоционального отклика, теплого, заботливого отношения к ребенку со стороны значимых взрослых. Такой человек очень редко испытывает сочувствие, сопереживание, в его поведении наблюдается жесткость, даже жестокость, агрессия, трудности установления контакта и взаимопонимания, переживание одиночества, отстраненности. Проявление защитных механизмов может достигать появления отклонений в поведении.

7. Истинный эмпатический профиль проявляется в естественной, спонтанной эмпатической реакции человека на переживания другого и возникает в различных жизненных ситуациях, сочувствуя и сопереживая, понимая не только в «ситуации горя», но и в моменты радости. В данном случае эмпатия является естественным желанием, потребностью, мотивом оказывать психологическую помощь и поддержку другим людям. Такой человек облает высокой рефлексивностью (осознание себя), развитой эмоциональностью (эмоциональная чувствительность, гибкость), развитой эмпатией (сочувствие, сопереживание, понимание другого). В данном случае тесно переплетаются личностные качества (подготовленные к развитию и развитые в детском возрасте) с природным глубинным даром (высокой чувствительностью к своему внутреннему миру и другого человека) [24, c.65].

В своем развитии эмпатический профиль личности выглядит как постепенно развивающееся в онтогенезе человека личностное образование, в котором можно выделить уровни:

1 уровень – собственно эмпатический уровень (формирование эмпатии как понимания, отражение другого человека, начиная с реакции подражания, ранних детских отношений с матерью и другими значимыми взрослыми).

2 уровень – эмпатико-мотивационный (формирование на основе предыдущего этапа мотивационной составляющей эмпатического профиля как основы альтруистического, эмпатийного поведения).

3 уровень – коммуникативно-деятельностный (выстраивание отношений в социуме, адаптация, принятие культуры и нравственности, принятие терпимости и т.д.)

Представленные уровни эмпатического профиля личности не имеют жестких, ригидных границ и «графика правильного прохождения», в итоге формируется индивидуальный эмпатический профиль, который состоит из определенного «универсального набора» составляющих (уровней). Существуют смешанные эмпатические профили, полностью не подходящие ни к одному из типов профиля, а вбирающие в себя части нескольких, что является естественным условием попытки систематизировать, типологизировать такое многогранное понятие, как личность [19, c.33].

В психологической литературе, охватывающей исследования эмпатии, часто речь идет о том, что необходимым условием для ее возникновения является не только гуманное отношение в целом, а и наличие симпатии к объекту сопереживания. Исследуя феномен аттракции, Л. Гозман отмечал, что помощь или сочувствия вызывает симпатию не только у того человека, на который они направляются, но и обратную, причем ее величина значительно превышает предыдущую.

В педагогических работах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, в частности, отмечается, что симпатия, аттракция к другому человеку обязательно возникает при предоставлении ему помощи, поддержке, сочувствие. «Истинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что подарил радость другому человеку» утверждал Ш.А. Амонашвили [1, c.45]

Под влиянием чувства эмпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Они помогают человеку в будущем и в профессиональном росте. Л. Скрипка, Т. Федотюк, С. Максимец, О. Юдина отмечают положительное влияние роста уровня эмпатии на социальную и профессиональную адаптацию врачей, педагогов, школьных психологов, на усовершенствование их коммуникативных умений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека по невербальным проявлениям.

В современной педагогике и психологии различают несколько моделей социализации личности.

В социологической модели (от латин. socіetas – «общество») социализация понимается как трансляция культуры от поколения к поколению и рассматривается как общий механизм наследования прошлого опыта. Данная модель социализации допускает усвоение человеком как стихийных (улица), так и организованных (школа, вуз) влияний социальной среды. Причем соотношение этих влияний в большинстве случаев бывает непредвиденным.

Интериоризационная модель (от латин. іnterіo – «внутри») подразумевает под социализацией усвоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, произведенных обществом, которые демонстрируются ближайшим окружением как образец поведения. В результате складывается система внутренних регуляторов, обычных норм поведения. Данная модель социализации основана на внешней поддержке желательной для окружающих людей поведения. О типе интериоризационной модели свидетельствуют языковые формулы одобрения или неодобрение разного типа поведения. По типу такой модели социализации происходит вовлечение в неформальные, в том числе преступные, группы. Действие данной модели особенно эффективно для закрытых групп - религиозных, национальных.

Факторно-институционная модель (от латин. factor – «тот, кто делает, производящий»; іnstіtutum – «учреждение») включает в процесс социализации личности действие факторов, институтов и агентов. Различают мегафакторы (влияние солнечной активности, экологической обстановки в мире и т.п.), макрофакторы (тип государства, состояние войны или мира, демографическая ситуация и т.п.), мезофакторы (национальность, тип религии, идеология, которая властвует в СМИ, и т.п.), микрофакторы (семья, школа, соседи, ровесники, общественные организации, милиция и т.п.). «Институтами социализации» в данном случае являются группы людей. «Агентами социализации» выступают лица, которые осуществляют целенаправленное влияние на процесс развития человека, - родители, педагоги, тренеры и другие авториты. Эффективность действия факторно-институционной модели связанна с усилением или послаблением какого-нибудь фактора института или агента социализации.

Интеракционная модель (от англ. іnteractіon – «взаимодействие») социализации трактуется как результат межличностного взаимодействия, которое определяет тип восприятия мира. Благоприятное межличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другим людям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное - настороженности в отношениях с другими и враждебности. Это приобретается в детстве как эталон и не подлежит изменениям. При невозможности применить обычный опыт взаимоотношений к более широкому социальному сообществу происходит социализация по типу «инкапсуляции». В этом случае круг общения ограничивается или неправомерно суживается (дружить с детьми своего двора, выйти замуж за мальчика из соседнего подъезда и т.п.). Реализация такой модели социализации часто наблюдается в учебных заведениях национальных землячеств [16, c.53].

Интраиндивидуальная модель (от латин. іntra – «внутри»; іndіvіduum – «отдельный человек»). Социализация личности происходит в единстве двух взаимозависимых процессов. С одной стороны, идет активное приспособление к внешней среде, с другой - поддержка творческих проявлений личности, направленных на преобразование своей жизни, на самовоспитание. Такая модель социализации характерная для учреждений образования, сориентированных на раскрытие творческой индивидуальности каждого воспитанника (школы-интернаты для детей с ранней одаренностью и т.п.).

Суммируя все вышеизложенные можно сказать, что для развития эмпатии и социализации личности наиболее приемлемой является интеракционная модель. При этом очень важно не допускает чрезмерности развития чувства эмпатия у студентов, склонных к повышенной психологической чувствительности, так как это может привести к стрессу.

Таким образом, эмпатия является фактором мотивации и становления личности. Под влиянием чувства эмпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Каждый человек обладает уникальным многоуровневым эмпатическим профилем личности, что помогает ему в социализации и в профессиональном росте.

1.3 Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов вуза

Основным видом деятельности взрослого человека является профессиональная деятельность, которая занимает большую часть жизни личности. Поэтому за последние двадцать лет проблема профессионализации личности стала одной из самых популярных в социальной психологии [6, c.24].