Смекни!
smekni.com

Аффективные дети (стр. 2 из 5)

Заслуживает внимание и размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье и авторитетом для ребенка.

Тема: «что мне снится страшное или чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх воспитатель не поясняет.

Тема: «самое плохое или хорошее» представляет возможность выбора событий, происходивших с детьми.

«Кем я хочу стать» - заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности ребенка в своих силах.

Следующим этапом рисования в группе может быть направленное на выявление страхов ( выяснить боится ли ребенок одиночества, заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, опоздать в детский сад, темноты, животных, транспорт, высоты, глубины, тесной комнаты (замкнутого пространства), воды, огня, войны, площадей ( открытого пространства), врачей (кроме зубных), крови, уколов, боли, звуков).

Составив список страхов у детей, воспитатель может начать коррекционную работу, которая по рекомендации психолога-исследователя А.И. Захарова представляет из себя в первую очередь занятия по ИЗО деятельности.

Воспитатель дает задание нарисовать страхи. Продолжительность занятия 30 минут (не более). На одном занятии рисуется несколько страхов.

Организуя занятия, воспитатель должен соблюдать ряд требований:

1. Нельзя торопит детей с выполнением задания.

2. При среднем количестве страхов (у мальчиков – 8, у девочек -11) необходимо проводить 4-6 занятий, а если этого будет недостаточно, то их количество можно будет увеличить.

3. рисовать лучше красками или фломастерами (шестицветными).

1.2. Методики коррекционной работы с детьми-аффектиками

Воспитатель объясняет ребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. Как только ребенок нарисовал первый страх воспитатель дает задание нарисовать следующий страх. Важно чтобы воспитатель выражал одобрение по поводу того, что ребенок справился с заданием. Следует избегать заверений о том, что страхи прекращаются сразу после рисования и тем более спрашивать боится еще ребенок или нет. Это будет выражением недоверия, а ребенок нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх.

При рисовании исключаются темы смерти, так как они наиболее трудны для отображения.

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков. Последовательно показываются рисунки и задается вопрос о том, боится ли теперь ребенок или нет. Отрицание страха закрепляется похвалой. Если страх сохраняется, то это также находит свое понимание и поддержку педагога.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так чтобы на рисунке ребенок изобразил себя небоящимся. Воспитатель говорит: « А теперь нарисуй, что ты уже не боишься….»

Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задается вопрос, боится ли теперь ребенок или нет. Положительный ответ закрепляется похвалой. Большинство детей перестают испытывать страхи, и только в единичных случаях (10-15%) они остаются.

Изучение составленных детьми рассказов по картинкам.

Психолог – исследователь А.И. Захаров в книге «как предупредить отклонения в поведении ребенка» предлагает методику диагностирования и коррекционной работы с детьми с аффективным поведением основанную на составлении рассказов по картинкам. Предполагается, что ребенок будет исходить из личного опыта и спроецирует свои внутренние чувства и отношения.

Цель:

Получить больше информации о взаимоотношениях в семье, что поможет исследовать проблему соперничества между братьями и сестрами, проблематику наказания и страхов.

Тестирование с помощью составления ребенком рассказов по картинкам.

Для помощи детям с аффективным поведением можно использовать методику предложенную А.И. Захаровым «Тест восприятия (САТО)». Тест состоит из одной вводной и 12-ти тематических черно-белых картинок форматом 13х18 см.

Описание картинок и их мотивирующее действие:

1. Персонажи: мать, отец, двое детей.

Ситуация: мать с детьми у накрытого стола, отец в открытых дверях.

2. Персонажи: отец, дети.

Ситуация: отец сидит в кресле, читает газету, в дверях силуэты детей.

Тематическая область: отношение отца и детей, отношение к авторитету.

3. Персонажи: мать, двое детей.

Ситуация: мать на кухне качает на коленях маленького ребенка. Второй ребенок сидит в стороне, на полу разбросаны игрушки.

Тематическая область: отношение к матери, к маленькому ребенку.

4. Персонажи: ребенок.

Ситуация: ночь, темнота, ребенок один в комнате, сидит на кровати, за окном светит луна.

Тематическая область: отклонение (бессонница, страх).

5. Персонажи: отец, ребенок.

Ситуация: ребенок с отцом в комнате, отец держит руку на плече ребенка. На столе около отца нарезанный торт. В комнате поодаль телевизор и часы, показывающие ранний вечер.

Тематическая область: отношение ребенка к отцу.

6. Персонажи: отец, мать, двое детей.

Ситуация: семья на прогулке, отец держит мать под руку, мать ведет за руку одного из детей, который несет мороженное.

Тематическая область: взаимоотношения в семье, проблема вины и наказания.

7. Персонажи: двое спящих, ребенок.

Ситуация: ребенок стоит перед открытыми дверьми комнаты, где спят двое взрослых.

Тематическая область: отношение к родителям, страх, любопытство.

8. Персонажи: двое детей, отец.

Ситуация: комната с разбитой вазой на переднем плане, около нее ребенок, второй ребенок согнулся за шкафом. В дверь входит отец, у второй двери – кошка.

Тематическая область: наказание и провинности.

9. Персонажи: двое детей.

Ситуация: старший ребенок у кроватки с маленьким ребенком, за окном дети играют на площадке.

10. Персонажи: мать, отец, ребенок.

Ситуация: двое взрослых держат рубашку в позиции, которая могла бы обозначать конфликт, рядом опрокинутый стул, в стороне силуэт ребенка.

Тематическая область: отношения между родителями.

11. Персонажи: мужская и женская фигуры.

Ситуация: два силуэта за кустами.

Тематическая область: отношения.

12. Персонажи: мужчина, ребенок.

Ситуация: бегущий ребенок, за углом мужская фигура.

Тематическая область: наказание, вина, угроза.

Детский психолог Е.Е. Кравцова считает, что основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. Её коррекционная методика вывода детей из аффективного состояния предполагает три этапа.

I этап:

Нужно помочь ребенку удерживать позицию режиссера с помощью роли – образа. Важно научить ребенка придумыванию сюжета. Вводя в игру образ-роль, нужно с самого начала задавать ребенку определенную позицию, с помощью которой он в дальнейшем «управлял бы предметами, игрушками. Ребенок в играх берет на себя роль сильного, хитрого, храброго, тот образ, который дает детям возможность чувствовать себя уверенно. Это может быть и волшебник, и маг, и царь. Проигрывание таких ролей способствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектом деятельности, обретает способность овладеть ситуацией.

I этап.

1 стадия:

Взрослый предлагает ребенку сюжет игры. Ребенок становится всемогущим, учится управлять ситуацией, защищать слабых, побеждать злых.

Ситуация: два героя сталкиваются с препятствиями, попадают в беду. Один из них теряется, плачет , не знает, что делать. Другой ищет выход из создавшегося положения.

2 стадия:

субъектом деятельности становиться ребенок.

Ситуация: герои попадают в беду,,,

Сюжет развивается самостоятельно, то есть ребенок без помощи взрослого решает ситуацию.

Ценность заключается в том, что ребенок разнообразит выход из ситуации. Однако это происходит в том случае, когда ребенок берет на себя роль спасителя.

II этап.

Задача:

Формировать у детей способности осмысливания и переосмысливания ситуации не с точки зрения какого-то образа, а как бы из вне.

1 стадия.

Детей обучают режиссерской игре. С этой целью используется набор экспериментальных кубиков.

С помощью кубиков детям рассказывают смешные нелепицы.

Например:

1. подошел великан к светофору, взял его в руки и стал светофором чистить зубы.

2. Появился великан на стадионе. Захотелось ему поиграть в футбол. Великан нашел лавочку и стал ею играть в футбол.

Когда ребенок приобретет знание историй, он начнет их разыгрывать.

Ценность: Вызывает уверенность в ребенке, у ребенка формируется внутренняя позиция.

2 стадия.

На второй стадии продолжают учить детей режиссерской игре. Воспитатель начинает рассказ, а ребенок заканчивает его.

«Саша сказал своей сестре, что он в тетради нарисовал машину, а что же было дальше?».

Если окончания рассказов трагические, то педагог продолжает придумывать ситуации.

3 стадия.

Ребенок сам придумывает сюжет. Для наглядности ему предлагаются разнообразные кубики.

4 стадия.

Ребенок учится разрешать различные ситуации, учиться выходить из своих отрицательных ситуаций.

Ситуация: Воспитатель принесла в группу интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталось игрушки. Как поступит мальчик?

III этап.

1 стадия

Ребенок учиться заканчивать ситуацию без кубиков и игрушек.

Методика: воспитатель садиться с ребенком в уютное место и предлагает поиграть. Важно чтобы воспитатель обращался с ребенком ласково, говорил тихим, спокойным голосом. Воспитатель должен установить доверительные отношения с ребенком: сесть рядом, смотреть ребенку в глаза, взять руку ребенка в свою руку. Рассказ педагога должен быть эмоциональным и выразительным.

Ситуация: однажды Вова и Коля пошли в лес за ягодами. Мальчики нашли поляну где было много ягод. Они набрали полные корзины ягод. И тут Вова увидел куст похожий на волчьи ягоды…(Воспитатель прерывает рассказ. Если ребенок придумал рассказу положительное окончание, то педагог предлагает другой вариант.)