Смекни!
smekni.com

Биография Анны Фрейд (стр. 2 из 3)

В 1926 г. М. Кляйн переезжает из Берлина в Лондон. Там она завоевала много сторонников. Психоаналитическому движению грозил раскол. З. Фрейд очень не хотел повторения драмы с К.Г. Юнгом и А. Адлером и любой ценой стремился сохранить единство внутри психоанализа. Чтобы сгладить напряжение, А. Фрейд отправляется в 1927 г. в Лондон и участвует в “Симпозиуме по детскому анализу”.

“Золотые двадцатые” подходили к концу. В 1930 г. выходит новая книга А. Фрейд “Введение в психоанализ для педагогов”. Работа над этой книгой показывает, как создавала свои труды А. Фрейд: сначала она формулировала и излагала свои мысли в хорошо аргументированной форме лекций, а потом на основе многих лекций излагала материал в форме книги.

Тридцатые годы несли с собой много проблем и трудностей, которые все больше давили на А. Фрейд своим гнетом. В 1931 г. усилились финансовые затруднения в “Психоаналитическом издательстве”, основанном еще в начале двадцатых годов на крупные пожертвования. Благодаря организаторским способностям А. Фрейд, которая вела все необходимые переговоры, издательство удалось спасти от распада. В этом же году А. Фрейд становится секретарем Венского психоаналитического общества.

Приближался 80-летний юбилей З. Фрейда. А. Фрейд подготовила отцу особый подарок, которым он очень гордился: в 1936 г., ко дню рождения З. Фрейда, выходит основной теоретический труд А. Фрейд “Я и механизмы защиты” (русск. пер. “Психология “Я” и защитные механизмы”, Москва, “Педагогика-Пресс”, 1993). В этой книге А. Фрейд выступает против мнения, что психоанализ занимается исключительно бессознательным. Объектом анализа становится развитие “Я” как центра сознания.

Еще одно событие того времени - создание психоаналитических детских яслей “Jackson Nurseries”, спонсором которых стала д-р Эдит Джексон.

В это время над Европой сгущались тучи национал-социализма. Когда в 1933 г. в Германии к власти пришел Гитлер и в огонь костра полетели книги о запрещенном “еврейском вымысле”, как называли психоанализ нацисты, З. Фрейд пошутил: “Цивилизация движется вперед: в Средние века меня сожгли бы на костре, а сегодня они сжигают только мои книги”. Тогда он еще не мог предположить, что через несколько лет в крематории концентрационного лагеря сожгут его сестер и родственников.

Чувствуя опасность, многие психоаналитики покидали Австрию. К 1938 году из 120 психоаналитиков в Вене осталось только четыре. Старому З. Фрейду очень тяжело было сорваться с места и в его возрасте начать новую жизнь в чужой стране. Только когда беда пришла в дом, З. Фрейду осталось одно спасение - эмиграция. 11 марта 1938 г. немецкие солдаты вошли в Вену. 22 марта А. Фрейд вызвали на допрос в гестапо. На случай пыток она спрятала яд. Этот день стал самым страшным в ее жизни. Потом уже, много путешествуя по миру, она никогда больше не могла ступить на землю Германии и только через много лет, в 1971 г., согласилась приехать на 27 Международный конгресс в Вену, но прочла свой доклад на английском языке. Тогда же вместе с многочисленными туристами А. Фрейд посетила дом-музей, где когда-то жила сама. Будучи в эмиграции в присутствии англичан А. Фрейд до самой смерти говорила только по-английски, даже со знакомыми, с которыми она обычно говорила на своем родном немецком языке.

Только благодаря помощи влиятельных друзей - французской принцессы Марии Бонапарт, послов США в Австрии и во Франции - удалось выкупить З. Фрейда, его жену и дочь у нацистов. В гестапо З. Фрейду поставили условие - он должен всем потом говорить, что там с ним хорошо обращались. З. Фрейд пошутил тогда: “Я даже могу всем очень рекомендовать гестапо”.

4 июня 1938 г. З. Фрейд с женой, дочерью и прислугой выехали из Вены в Париж, а оттуда отправились в Англию, где провели оставшуюся жизнь. Британское психоаналитическое общество находилось под сильным влиянием М. Кляйн. Понятно поэтому, почему английские психоаналитики не устроили особых торжеств в связи с приездом З. Фрейда и его семьи. Но они оказали им действенную помощь и поддержку. А. Фрейд была им за это всегда благодарна. Но борьба обеих женщин на этом не закончилась.

В Лондон З. Фрейд привез с собой из Вены все свои книги, мебель и большую коллекцию антикварных вещей. Ему так понравились дом и сад, что, как он шутил, ему хотелось сказать: “Хайль Гитлер”, за то, что он все это получил. З. Фрейд прожил еще год. Он умер 23 сентября 1939 года, когда уже началась вторая мировая война и пала Польша. З. Фрейд просил врача и дочь облегчить его страдания в последние минуты. Но, когда А. Фрейд поняла, что смерть остановить нельзя, она в растерянности не смогла ничего сделать.

А. Фрейд сразу же начала работу над “памятником” отцу - изданием его “Собрания сочинений”. В 1942-1945 гг. оно вышло в Англии, стране находящейся в состоянии войны с Германией, на немецком языке.

Первое время после приезда в Лондон А. Фрейд еще не могла получить право на работу в Англии. Но когда началась война, она направила все свои силы на помощь пострадавшим английским детям - жертвам бомбардировок Лондона. Это также была ее личная борьба с Гитлером. А. Фрейд привлекала помощников - эмигрантов и собирала по полуразрушенным домам и общежитиям детей, организовывала для них помощь, вела переговоры и находила деньги среди различных фондов, фирм и частных лиц. Их имена А. Фрейд публиковала на первых страницах своих произведений.

В 1939 году она открыла детский военный приют-ясли “Hampstead War Nurseries”. До 1945 г. он приютил более 80 детей в возрасте от нескольких недель до шести и более лет. На богатом экспериментальном материале А. Фрейд изучала влияние разлуки ребенка с матерью, реакцию детей на совместную жизнь, когда отношения со старшими товарищами заменяют отношения с родителями, Эдипов комплекс при отсутствии эдипальных объектов, особенно отца. Результаты этих исследований публиковались в “Ежемесячных отчетах”, которые были составлены так интересно, что их можно было читать как захватывающий детектив. (Известно, что А. Фрейд и ее отец сами любили читать детективы).

А. Фрейд утверждала новые для того времени подходы к кормлению и пеленанию грудных детей, показывала, что разрыв ребенка с родителями (из-за поступления в лечебные учреждения или приют) в раннем возрасте может иметь потом очень серьезные последствия.

Все новшества А. Фрейд демонстрировала в своей повседневной работе: она сама купала, пеленала, кормила детей, играла с ними. Кроме того, она читала лекции для сотрудников, а по ночам в пожарной каске дежурила на крыше и тушила зажигательные бомбы.

Неимоверное напряжение подорвало силы А. Фрейд. В конце 1945 г. она заболела тяжелейшим вирусным воспалением легких и проболела более 10 месяцев. Но едва ей становилось лучше, она садилась за перевод на немецкий язык книг, написанных по-английски совместно с Д. Бёрлингам.

В 1943 г. обострились научные споры с М. Кляйн. Вновь нависла угроза раскола психоанализа на “кляйнианцев” и “фрейдианцев”. Тем не менее, с 1944 по 1949 гг. А. Фрейд избиралась Генеральным секретарем Международного Психоаналитического Объединения. А. Фрейд обладала монополией на научное наследие З. Фрейда. Говорили, что каждый, кто что-то пишет о З. Фрейде, чувствует, как А. Фрейд заглядывает в его текст через плечо.

Война закончилась. Англия приняла 1000 сирот, спасенных из концентрационных лагерей. А. Фрейд обращается к их психоаналитическому изучению и созданию специальных методов помощи им.

В 1947 г. А. Фрейд открывает в Хэмпстеде курсы подготовки детских психоаналитиков. В год они готовили 4-8 кандидатов. По сей день этот главный в Европе психоаналитический центр, где готовят специалистов в области детского психоанализа. Это частный институт, существующий в основном на финансовые пожертвования. С 1952 г. А. Фрейд - директор клиники детской терапии в Хэмпстеде.

В 1945 г. ей исполняется 50 лет. Многие уходят на пенсию, она же начинает новую жизнь, неся свои знания в мир. А. Фрейд участвует в конгрессах, встречах, почетных церемониях, много путешествует. В одном из писем она писала: “...Мы все же стареем, но не хотим преждевременно заморить себя до смерти работой”.

В 1950 г. состоялась первая поездка А. Фрейд в США, где она читала лекции в университете Кларка (г. Вустер), в котором 40 лет назад с восторгом принимали ее отца. Американцы (эти полезные “деньгодаватели”, как называл их З. Фрейд) проявляли большой интерес к работе А. Фрейд и торжественно присвоили ей степень почетного доктора. За 18 дней своего американского “марафона” А. Фрейд встретила также старых друзей по Вене: Э. Эриксона, Х. Хартманна, Х. Дейч и др. В университете Кларка А. Фрейд заявила о своей центральной теме - “развитие”.

В Лондоне А. Фрейд вела обычную работу в своем институте: лекции, семинары, учебный анализ, коллоквиумы по разбору представляемых случаев, решение организационных вопросов. По введенной еще З. Фрейдом традиции, по средам педагоги, учащиеся и друзья приглашались на доклады и дискуссии. По вторникам представляли для разбора терапевтические случаи. А. Фрейд организует работу над наследием и биографией З. Фрейда. До 1982 года А. Фрейд сама проводила психоанализ пациентов. К ней обращались многие знаменитости. В их числе - Мэрилин Монро, которой она поставила диагноз истерического и депрессивного склада личности. А. Фрейд оказывала сильное влияние на Германа Гессе (его роман “Степной волк” написан под влиянием общения с А. Фрейд), поддерживала постоянный контакт с А. Швейцером.