Смекни!
smekni.com

Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема общества (стр. 6 из 7)

Занятие 6. Кинотренинг

Основная задача занятия: осознание своих стереотипов и попытка формирования более гибкого ситуативного поведения.

Материал: к/ф «Леон», «Криминальное чтиво» и т. п.

После просмотра фильма идет обсуждение поведения персонажей, действующих заведомо не так, как в этой ситуации действовали бы большинство членов группы. При обсуждении причин поведения героя участникам занятия дается задание — предложить как можно больше альтернативных вариантов поведения в данной ситуации.

В ходе обсуждения, во-первых, формируется уверенность в том, что из любой ситуации существует множество выходов, а во-вторых, человек узнает о существовании множества различных стереотипов поведения, которые иногда накладываются на ситуацию достаточно жестко, без учета ее конкретных особенностей.

В заключение членам группы дается возможность соединиться с различными (желательно схожими с ними по личностным характеристикам) героями с разнообразными стереотипными наработками. Далее происходит идентификация участника занятия с образом героя и подсознательное включение им в ролевой репертуар своих наработанных стереотипов. Затем следует вербализация стереотипов поведения на групповом обсуждении. Таким образом, расширяются представления о способах поведения в различных ситуациях, что открывает человеку возможность к формированию более гибкой модели поведения.

Занятие 7. Тренинг умений

Цель: репетиция поведения. Процедура.

- Вообразите гипотетическую ситуацию, в которой вам хочется вести себя уверенно, и запишите ее. Возможно, вы предпочтете потратить несколько минут на «мозговой штурм» с участием всей группы, чтобы в голову пришли новые идеи. Но при этом ситуация, выбранная каждым участником группы, должна иметь для него личное значение. Скорее всего, выбранные ситуации будут касаться либо умения обращаться с просьбой и отвечать отказом, либо навыков поведения в условиях критики, либо способности сообщать о своих положительных или отрицательных чувствах.

- Затем группа должна быть поделена на подгруппы по 5—6 человек. В каждой из них кто-то вызывается быть первым и очень коротко описывает ту стрессовую ситуацию, которую хочет проработать, например необходимость внушить учителю то, что ему следует быть менее строгим и неприступным по отношению к своему «любимому ученику» (родителю то, что ему нужно больше доверять своему ребенку; старушке на лавочке то, что молодое поколение сейчас не намного отличается от молодого поколения тогда; директору школы то, что нет никакой необходимости ходатайствовать о вашей постановке на наркологический или какой-либо другой нехороший учет).

- Структурируйте ситуацию, выбрав одного из участников на роль учителя (родителя, старушки, директора) и как можно более уверенно доводите свое мнение до его сведения. Через пару минут сделайте паузу, чтобы получить обратную связь от всей вашей подгруппы. Эта обратная связь должна быть конкретной и конструктивной и касаться именно вашего поведения и ничего больше. После этого скажите, что вам самому понравилось в вашем поведении, и определите, как бы вы хотели его изменить. Если вы зашли в тупик, выслушайте предложения от партнеров. Затем роль учителя (родителя, старушки, директора) берет на себя еще один участник группы, и взаимодействие продолжается. После пары минут репетиции поведения с новым партнером снова сделайте паузу для получения обратной связи и предложений от группы. Продолжайте в том же духе, пока все в группе не получат возможность сыграть свою роль партнера по взаимодействию. Если вы делаете успехи и начинаете все лучше владеть ситуацией, партнеры по группе усиливают противодействие, разыгрывая все большее упрямство и враждебность. При этом важно дать тому, кто тренирует свою уверенность в себе, возможность каждый раз побеждать, чтобы его опыт был всегда позитивным.

Занятие 9. Психологический КВН

Это эффективная и удачная форма массовых командных игр. Мотив веселого соперничества высвобождает энергетику, а содержание игровых заданий игровых заданий способствует развитию внимания и теплоты друг к другу, а также спонтанных, смелых и открытых действий.

• Ведущему рекомендуется иметь свисток с приятным звуком. Когда на занятиях разгораются страсти, без свистка обратить на себя внимание в нужный момент бывает затруднительно.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ

Если в группе около 30 человек, обычно формируются три команды: с большим числом команд играть интереснее. Как формировать команды? В данном случае уместнее собирать команды вокруг лидеров (будущих капитанов), и сделать это можно, например, так: все сидят в общем кругу, дается команда:

• Мужчины, встать!

• Странная команда... Что значит «мужчины»? — Но, пока кто-то размышляет, кто-то встает! А за ними—другие. Когда встало человек 5—7 и начинают привставать остальные, ведущий эту возможность закрывает: «Спасибо, все остальные — сесть!»

— Кто себя уважает — шаг вперед!

• Снова кто-то размышляет, а кто-то решительно делает шаг вперед. «Спасибо, кто не сделал сразу шаг вперед — сели!»

• Кто в себе бывает не уверен — шаг назад!

• Кто-то сделал шаг назад — спасибо, сел.

— Интересные люди — шаг вперед!

• Задача ведущего: оставить в кругу только трех ребят, а эти команды дают возможность отсева.

• Лидеры — шаг вперед!

• Первые три шагнувшие лидерами и будут. Остальным—спасибо, сели, а лидерам — аплодисменты!

Лидеры есть, теперь вокруг них надо сформировать команды.

— Уважаемые лидеры, в одиночестве быть плохо. Поэтому быстро огляделись вокруг себя, нашли самую привлекательную для себя девушку и быстро тащите ее к себе!

• Девушки оказываются около ребят через несколько мгновений.

—Великолепно! Девушки, вас выбрали, выразите ребятам благодарность поцелуем в щеку!

• Этот момент, конечно, не обязателен, но почему бы и нет, тем более что нравится это всем?

—Теперь девушка проявляет, напротив, неблагодарность, поворачивается спиной к выбравшему ее юноше... и быстро выбирает среди сидящих другого и тащит его к себе! (...) Спасибо, теперь третий тащит четвертую! (...)...

• Весело всем, кроме тех, кого не выбирают. Поэтому, когда сидящих остается 4—5 человек, лучше дать команду: «А теперь все сидящие быстро разбегаются по тем командам, которые нравятся им!» — и «невостребованных» не оказывается. Так образуются три команды.

ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

— Пусть каждая команда встанет тесным кругом и возьмется за руки. Уважаемые лидеры, посчитайте, сколько у вас человек?

• Надо убедиться, что в командах равное (или почти равное) количество людей. Если где-то на 2—3 человека больше, надо исправить положение. Например, так: лидер малочисленной команды указывает на любого человека в многочисленной, в то время как лидер многочисленной команды, отвернувшись спиной и не зная, на кого будет указано, говорит любую цифру от 1 до 10 и «влево» или «вправо». Соответственно, от указанного человека отсчитывается влево или вправо столько человек, какую цифру назвал лидер. На ком счет остановится, тот без обиды переходит в малочисленную команду.

— Прошу внимания и тишины. Возможно, вы полагаете, что у вас уже есть команды, нет, пока у вас есть только куча народу. Команда у вас появится только тогда, когда вы станете сплоченным коллективом, когда у вас появится выбранный вами капитан (капитаном может стать лидер, но это необязательно), название вашей команды и ваш лозунг. На все вам дается 10 минут - и этого очень мало, а жюри в первую очередь будет обращать внимание на сплоченность вашей команды. Я желаю вам доказать, что ваша команда — самая дружная!

• Что касается жюри. Им может быть и ведущий, но лучше, если будет кто-то другой. Обычно два-три человека находятся без труда. Главная обязанность жюри — создание атмосферы веселой и ответственной соревновательности. Для этого можно и нужно считать очки (или делать вид, что считаешь очки) и комментировать выступления команд, но в конце КВНа обычно уже редко поинтересуется, на сколько очков «мы впереди» или наоборот. Процесс оказывается важнее результата.

10 минут проходит, затем начинаются выступления команд, причем порядок взаимоотношения со зрителями и все остальные проблемы каждая команда решает самостоятельно, без помощи ведущего.

Итак, теперь есть три полноценные команды.

ПРОВОДЫ КОНТРОЛЕРОВ

Сели в три незамкнутых круга («лепестками»), примерно так:

Задание: Сейчас у нас будут игры, конкурсы, в которых победит та команда, которая лучше всех понимает друг друга без слов. Запрещаются любые переговоры и какие-либо знаки, постарайтесь добиться согласованности за счет чувствования ситуации. Но не секрет, что можно выиграть и за счет нарушения правил: если команда начинает внутри себя как-то незаметно договариваться, короче — мухлевать. Вы заинтересованы в том, чтобы ваши соперники играли честно, поэтому выберите из своей команды двух контролеров, которые будут пресекать мухлеж и прочие нарушения правил в команде ваших соперников. Один из контролеров пойдет в команду справа от вас, другой — в команду слева. Время — 1 минута.

• Контролеры выбраны, иногда сразу же идутв чужие команды. Их надо остановить.

— Команды! Вы понимаете, что вы делаете? Вы же прекрасно знаете, как народ относится к контролерам. Контролеры — это же враги народа, они мешают народу выигрывать, и вы посылаете их в чужую команду, чуть ли не на верную смерть? И вы отпускаете их просто так?! Капитаны, встать! Без подготовки, на импровизации, самому или с привлечением команды — кто из вас проводит своих Контролеров самым сердечным образом? Пожалуйста, торжественные проводы Контролеров!

Итак, Контролеры расходятся по командам и располагаются там, где им удобно. Тут же ведущий встревает снова:

• Внимание! Своих Контролеров вы проводили сердечно, а как вы встретили тех, кто пришел к вам? Встаньте те члены группы, которые проявили внимание и заботу к пришедшим к ним Контролерам? Аплодисменты!