Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах (стр. 7 из 15)

Внимание и эмоциональное восприятие другого часто блокированы. Эмпатии мешает эгоцентрическая ориентация человека - он больше озабочен собственной персоной, чем кем-либо иным. На результатах эмпатии также плохо сказывается психологический дискомфорт личности. Если человек тревожен, агрессивен, депрессивен, невротизирован или просто слишком озабочен текущими проблемами, то ему не до того, чтобы глубоко постигать партнеров. В его психическом состоянии нет необходимых «степеней свободы», голова занята чем-то иным. Впечатление о причинах и следствиях поведения партнеров становится очень поверхностным. Отсюда проистекают спешные выводы, необоснованные советы или требования к другому. Эмпатическое постижение индивидуальности партнера подменяется стереотипными выводами о поведении среднестатистической личности.

Нередко эмпатия дает искаженную картину внутреннего мира другой личности вследствие того, что эмпатирующий необоснованно проецирует на партнера свои качества - недостатки, привычки, эмоциональный опыт. Или применяет сомнительные эталоны, мерки для оценки другой личности. Например, это могут быть устаревшие взгляды, житейские псевдомудрости или предвзятые суждения.

Эмпатические способности явно зависят от эмоциональных потенциалов личности, прежде всего от эмоциональной реактивности и активности. И, конечно, эмпатия снижается при малейших нарушениях в интеллектуальной сфере.

Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нём, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого - к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и без осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознаёт. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.

Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам.

Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что необходимо оставить своё «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определённом смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном и причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир когда захотят. В соответствии с таким описанием быть эмпатичным означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким. [15. 97].

Отсутствие эмпатии дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с ним никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их.

2.3 Влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье

Каждый человек, вступая в брак, вносит в супружескую жизнь свои неповторимые черты, свое «Я». Конкретное развитие взаимоотношений между супругами во многом зависит от особенностей характера, т.е. психодинамика взаимоотношений будет определяться двумя автономными «Я». Более того, проблемы психологической совместимости во многом будут зависеть от особенностей «Я» двух любящих людей, решивших соединить себя брачными узами. Познание «Я» одного партнера другим представляет необычайно трудную задачу, без решения которой нельзя достичь взаимопонимания и взаимопроникновения в душевный мир другого супруга. Следовательно, достаточно высокая степень интимности, близости, совпадения душевного настроя невозможна без понимания другого «Я» в брачном союзе. [50. 147]

Эмпатия позволяет постичь сущность другого. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности, то есть познать глубинные стороны личности.

Мир сугубо индивидуальных чувств, переживаний, взглядов непосредственно связан с образом человека. Духовная слитность двух людей в значительной мере основывается на познании «Я» друг друга. Уподобление стилю поведения и образу жизни другого супруга становится возможным лишь благодаря взаимному познанию «Я» каждого из партнеров.

Длительный период психологической адаптации в супружеском союзе как раз и связан с познанием личности партнера, с познанием его «Я», взглядов, привязанностей, потребностей, привычек, особенностей характера.

Узнавание «Я» другого партнера позволяет выработать соответствующую тактику и стратегию совместного супружеского поведения. Отношения двух людей в браке - личная тактика и стратегия взаимного приспособления.

Отношение человека к человеку - одна из центральных проблем психологии, этики и нравственной философии. Итак, в данном случае мы имеем тот мостик, который связывает сугубо этические проблемы отношения одного человека к другому с психологическими проблемами, т. е. речь идет о том, насколько общечеловеческие этические ценности, нормы, правила стали внутренним достоянием человека, вошли органической составной частью в его внутренний психический мир.

В межличностных семейных отношениях очень многое зависит от того, с каким нравственным, культурным, духовным и психологическим опытом человек вступил в брак. Здесь важно то, в какой степени и в какой мере личность усвоила общечеловеческие этические нормы и правила, т.е. в аналитическом плане важно знать, как происходило воспитание личности, как развивался процесс ее социализации под влиянием семьи, школы и всего социального окружения.

Эгоцентрическая позиция супругов, зачастую напрямую влияющая на развитие конфликтности в семье, несовместима с чувством эмпатии, то есть с чувством эмоционального сопереживания, способности проникнуть в эмоциональный мир друг друга.

Эгоистические черты характеров супругов, их концентрация на своем «Я» - один из факторов дестабилизации брачной жизни. Эгоизм и эгоцентризм супругов приводят к возникновению и развитию конфликтов в семье. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультировании разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концентрация внимания и всей психической энергии на собственном «Я».

Концентрация на своем «Я» мешает занять необходимую и объективную позицию, проанализировать собственные поступки несколько отвлеченно, беспристрастно.

«Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного противопоставления «Я» и, «Они», из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.

Эгоистическая направленность личности чаще всего воспитывается стихийно, без каких-либо сознательных намерений родителей, учителей. Эгоизм и эгоцентризм в определенной мере связаны с формированием автономного, независимого и самостоятельного «Я», но здесь не соблюдено чувство, меры и не усвоены социальные нормы ответственности, долга по отношению к другим людям.

Основной дефект нравственного воспитания такой личности и состоит в том, что она воспитана на раздутых, крайне преувеличенных претензиях ко всем окружающим людям, с одной стороны, и крайней нравственной безответственности - с другой. Эгоистическая личность требует для себя от других по максимуму, а отдает другим по минимуму.

Между тем семейная жизнь всегда требует учета интереса других членов семьи и проявления о них заботы. Однако эгоцентризм одного или обоих супругов исключает такой учет интересов и тем более настоящую заботу о других близких людях.

Важнейший показатель нравственной воспитанности человека, его психологической зрелости - сформировано ли в человеке с детских лет чувство сострадания, милосердия, сочувствия, умения войти в психический мир другого человека.

Существует так называемая линейная шкала, крайним полюсом которой, по определению психиатров, являются «бесчувственные психопаты», т.е. люди с полным отсутствием чувства милосердия, сострадания, сопереживания; на другом полюсе линейной шкалы находятся люди с необычайно развитыми противоположными качествами, которые чужие боли и страдания, радости и успехи воспринимают как свои собственные. Чувства эмоционального сопереживания, способности проникнуть в эмоциональный мир другого человека различны по своей силе и глубине для каждого отдельного человека, тем не менее, всех людей можно разместить на подобной шкале и таким образом определить уровень эмоциональной теплоты. Более того, зарубежные и отечественные психологи создали специальные тесты-вопросники, с помощью которых можно также выявить степень развитости чувства эмпатии у конкретного человека.