Смекни!
smekni.com

Влияние религиозных сект на психику человека (стр. 11 из 13)

Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении).

При постановке судебно-психиатрического вопроса о последствиях пребывания потерпевшего от деятельности секты все эти состояния должны оцениваться как следствия причиненного вреда психическому здоровью. Например конфликтная психотравмирующая ситуация в семье вербуемого в связи с разрывом последним отношений с близкими и уходом в секту способно быть источником развития невротических реакций, т.е. обнажения под влиянием психической травмы до того скрытых психических изъянов психики, обострения упомянутых форм скрыто протекающей психопатологии. Кроме того, наблюдаются случаи. когда лицо, порвавшее с сектой и находящееся в состоянии реадаптации после полученных в секте психических расстройств, подвергается попыткам активистов сект вновь вернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстрому выздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью.

Проблемы жертв культового контроля сознания:

1. Крайнее нарушение идентичности, диссоциирующие состояния – «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни), «плавание» описывается как особое изменение сознания, промежуточное между бодрствованием и сном. Находящихся в этом состоянии называют еще «кадетами пространства» («Space Cadei») из-за потери четкости ощущения повседневной реальности, сходного с наркотическим опьянением. Эти состояния у экс-культистов возникают как вдруг охватывающее чувство вины за уход из культа с непроизвольным наплывом серии воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобы вернуться в прошлое культовое состояние. «Плавание» может также принять форму неадекватных эмоциональных реакций, сопровождаться зрительными и слуховыми галлюцинациями, психомоторным возбуждением и попытками к самоубийству, что приводит к необходимости госпитализации.

2. Приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом. Специалисты и доктора, наблюдавшие бывших сайентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Один психиатр пришел к мнению, что Хаббард вывернул наизнанку лечебные процессы, используемые для снятия навязчивых состояний, таким образом искусственно доводя клиентов до синдрома этих состояний, который в свою очередь приводил к ряду психических расстройств. Бывшие члены сообщают о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» – отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось научных исследований. [Дворкин, 1996, с. 125–128];

3. Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна: кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы).

проблемы с принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств.

Cуществуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.[33]. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. [14]. Так, амер. психологи, обследовав большую группу экс-культистов, нашли у 52% из них синдром «плавания» (floating), ночные кошмары – 40%, амнезию (расстройство памяти) – 21%, галлюцинации и мании – 14%, неспособность сломать «навязчивые умственные ритмы» монотонного пения. ритуально навязанного в секте, – 35%, вспышки ярости – 14% и тенденции к самоубийству или саморазрушению – 21%. Согласно 88% экс-культистов рассматривали свои группы как вредные (37%) или очень вредные (51%).

Практическая часть

Профилактика попадания людей в тоталитарные секты – это, прежде всего, деятельность, направленная на повышение уровня критического мышления. Только здравая критика по отношению к той или иной группе и ее учению позволит избежать трагедии. Намного легче человека предупредить об опасности сектантства, чем пытаться вывести его из сектантского влияния.

Основной деятельностью исследований является сбор, анализ и предоставление информации об опасности деструктивного сектантства.

Ключ к защите от деструктивной секты: не бояться задавать вопросы.

Вопросы вербовщику для распознавания того, является ли он членом секты [25]

(Общие вопросы)

● Пытаетесь ли вы привлечь меня в церковь?

● Можете ли вы назвать мне другие организации, связанные с этой церковью?

● Кто стоит во главе церкви? Каково его прошлое? Какое у него образование? Нет ли у него судимости?

● Во что вы верите? Верите ли, что цель оправдывает средства? Допустим ли обман в каких-то обстоятельствах?

● Что должны делать члены церкви, после того, как они вступают в нее? Должна ли я буду бросить работу или учебу, пожертвовать в пользу церкви собственность и накопления, прекратить отношения с семьей и друзьями, которым может не понравится мое членство в церкви?

● Существует ли в обществе неоднозначные оценки вашей церкви? Если люди критикуют вашу церковь, каковы их основные претензии?

Как вы относитесь к бывшим членам церкви? Пытались ли вы когда-либо обсудить с ними, почему они вышли из церкви? Если нет, то почему? Запрещает ли ваша церковь общение с бывшими членами?

● Какие три вещи вам не нравятся больше всего в вашей церкви и ее лидере?

На основе этих вопросов и достаточно весомом объёме изученной мной информации я составила свой список вопросов, которые впоследствии задала старейшине:

1. Почему миссионеры ходят парами?

2. На каком основании лидер церкви считает себя пророком?

3. Почему миссионеры обязаны сообщать лидеру зоны об их нахождении дома?

4. Каковы дисциплинарные меры наказания?

5. Что такое свидетельства и с какой целью они проводятся?

6. На каком основании вы считаете что именно ваша церковь истинная?

7. Почему именно эта церковь, а не какая-нибудь другая?

8. Допустим ли обман в каких-либо обстоятельствах?

9 Должен ли член церкви прекратить общение с тем, кто негативно отзывается о его религии и церкви? Каково отношение к бывшим членам церкви?

10. Почему нельзя читать газеты, смотреть телевизор?

Вопросы, сбивающие с толку адептов секты.

На каком основании вы так считаете?

Есть ли историческое подтверждение фактов?

С какой целью это делается?

Почему вы верите именно в это, а не в другое?

Почему именно так, а не иначе?

Итак, с помощью приведённых выше вопросов, мной был проведён эксперимент на базе секты мормонов («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»)

Дополнительно адептами секты мне был продемонстрирован фильм о появлении их религии.

В ходе проведения данного эксперимента передо мной встало несколько спорных вопросов.

Цель эксперимента: подтвердить либо опровергнуть выдвинутую мной гипотезу.

Задачи эксперимента:

1. вызвать интерес у адептов секты, дабы они проявили желание завербовать меня в свои ряды.

2. при попытках вербовки задать вышеприведённые вопросы.

3. выяснить, какие методы используют сектанты для вербовки новых членов секты.

4. оценить всю опасность влияния на психику жертвы.

5. выработать методы защиты от влияния сектантов.

6. оценить последствия привязанности к секте

7. проанализировать последующие результаты и сделать соответствующие выводы, тем самым подтвердив либо опровергнув гипотезу.

Подробный ход эксперимента:

1-й день.

Связалась с членом «Церкви» по телефону. Попросила провести беседу со мной об их учении, ссылаясь на то, что меня заинтересовало учение, и я хочу посетить «церковь». Назначила встречу. Время и место не уточнила, сославшись на занятость, дабы привлечь внимание, вызвав интерес.

2-й день

С утра до вечера занималась поиском и анализом информации о данной секте. Вечером перезвонила старейшине, чтобы уточнить время и место встречи. Опять же таки сославшись на занятость, быстро закончила разговор.

3-й день

Встретилась со старейшиной. Пришла раньше, но он уже ждал меня на месте. Поинтересовалась, это он пришёл раньше или мои часы сбились? В ответ услышала такую фразу: «– Очень хорошо, что вы пришли раньше, это говорит о вашей вере и желании узнать больше об Отце нашем».

Подошли к «церкви».

«Церковь» находится по адресу ул. Жуковского д 13. По виду – свежепостроенное двухэтажное офисное здание, предназначенное скорее всего для фирм, нежели для церкви.