Смекни!
smekni.com

Стратегия формирования имиджа (стр. 4 из 5)

В имиджмейкинге психотехника жестко замыкается на презентации имиджформирующей информации. Однако из этого правила есть одно, но существенное исключение.

До сих пор, обсуждая различные психотехнологии, мы говорили об имиджформирующей информации, которая посылается членам аудитории имиджа либо самим прототипом имиджа (тем же кандидатом в депутаты), либо иными лицами (самим имиджмейкером, иными доверенными лицами). Но, так или иначе, речь постоянно шла о позиционировании, представлении имиджформирующей информации членам аудитории имиджа (с последующей ее интродукцией — внедрением этой информации в их психику).

Однако в некоторых случаях имиджмейкер должен обучать своего клиента не столько презентации каких-либо своих качеств, характеристик, сколько их блокированию.

ПСИХОТЕХНИКИ БЛОКИРОВАНИЯ НЕГАТИВНОЙ ИМИАЖФОРМИРУЮШЕЙ ИНФОРМАЦИИ. Поскольку у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные стороны его характера, системы его ценностных ориентации, то и проявляться могут как те, так и другие. Проявление положительных сторон психики, как очевидно, приветствуется и имиджмейкером, и его клиентом. Что же касается негативных характеристик, то — и это тоже очевидно — этот вид информации (тоже имиджформирующей, но формирующей негативный имидж) должен блокироваться, члены аудитории имиджа не должны этот вид информации воспринимать. Но, к сожалению, подобная информация в виде тех или иных сигналов проявляется у некоторых людей помимо их воли. Например, у афессивных по своему характеру людей их подобная черта характера может проявляться через непроизвольное положение головы, которое именуется «голова афессора»; или у некоторой дамы средних лет, в психике которой доминирует выраженное влечение к представителям противоположного пола, подобная склонность проявляется в некоторых особенностях ее макияжа, прически и т.п.

Профессиональному имиджмейкеру очевидны и сами эти сигналы (определенного вида прическа, определенное положение головы и т.п.), и их негативное значение для имиджа его клиента. Отсюда следует обучить своего клиента устранению этих сигналов, блокировке этих видов информации. Однако, прежде чем предложить своему клиенту блокировать такие сигналы, его, как правило, необходимо убедить в том, что их содержание формирует негативный имидж. Необходимость в этом детерминируется тем, что подобного рода действия клиента являются для него стереотипными, привычными, а значит — принятыми им как обычные и «нормальные».

Отсюда психотехника блокировки негативной имиджформирующей информации складывается из следующих этапов:

а) выявление у клиента этих сигналов;

б) убеждение клиента в негативности их для его имиджа;

в) когда у клиента проявляется то или иное подобное «негативное» действие, имиджмейкер обязательно акцентирует его внимание на этих действиях и делает это каждый раз до тех пор, пока сознательный контроль за их проявлением не перейдет в автоматический — подсознательный.

При этом повторим, что достижение поставленной имиджмейкером (совместно с клиентом) цели возможно, если: а) клиент убежден, что этот кинетический сигнал его характеризует действительно отрицательно (а убедить в этом своего клиента — весьма трудная, но очень важная задача имиджмейкера), и б) если клиент действительно желает, чтобы его имидж был положительным. В противном случае подсознательная психологическая защита всегда предоставит «объяснение», почему это делать не обязательно, а имиджмейкеру придется преодолевать и этот психологический барьер.

ПСИХОТЕХНИКИ ОТСТРОЙКИ ОТ КОНКУРЕНТА. Термин «отстройка» в данном контексте означает то же, что и «отстранение».

В психологии используется при формировании навыков общения (например, при обучении говорить собеседнику «нет»), в имиджелогии — при формировании имиджа как антитезы конкурентам. Сущность подобной отстройки прекрасно иллюсфируется слоганом «Другие обещают — мы делаем!».

Данный термин введен в обиход журналистом и специалистом по PR и рекламе И.Л. Викентьевым в 1993 г. (см. сайт http://www.triz-ri.ru), он разработал определенные правила отстройки от конкурентов (в процессе интервью, которое дает Отвечающий), которые мы приводим ниже.

ПРИЕМ № 1

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания (предмета, о котором идет речь на пресс-конференции) над другим на основании предупреждения:

о несоответствии действий Конкурента принятым нормам;

об ошибке, которую можно совершить, обратившись к Конкуренту;

об ошибке и/или обмане с указанием их причин;

о целой системе ошибок, которые можно совершить, обратившись к Конкуренту.

Как правило, более эффективный Прием № 4 «Классификация» (см. ниже).

ПРИЕМ № 2

Отвечающий иронизирует по поводу своих Конкурентов или Оппонентов...

Как правило, данный прием носит вспомогательное назначение и применяется совместно с другими приемами.

ПРИЕМ № 3

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании действий и/или оценок: многих людей; авторитетов; и даже Конкурентов.

ПРИЕМ №4

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании предлагаемой им (или другим лицом):

просто классификации;

классификации с обоснованием типовых причин достижений и проигрышей.

Если говорить о частоте применения, то этот прием — рекордсмен.

ПРИЕМ № 5

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другими, поскольку этот предмет: первый; главный;

большой или «больше всех»; единственный, уникальный и т.п.; и даже вне принятой классификации.

ПРИЕМ № 6

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания, которое определяется критерием для сравнения, при этом данный критерий:

общепринят и/или общепонятен;

явно проверяем, ощущаем Задающим вопросы и/или Аудиторией.

Этот прием — наряду с применением классификации (см. Прием № 4) — также используется достаточно часто.

ПРИЕМ № 7

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другими, поскольку последний: ВНЕ принятых классификаций, категорий, сравнений

ПРИЕМ №8

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другими, предлагая ИНУЮ — чем общепринятая:

картину мира, точку зрения;

и даже свои ощущения — если это исходит от Авторитета.

Как представляется, описание данных приемов дает хорошую иллюстрацию к пониманию психотехники отстройки от конкурентов.

ПСИХОТЕХНИКИ ИМИТАЦИИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЙ ИМИДЖФОРМИРУЮШЕЙ ИНФОРМАЦИИ. Если психотехнология должна отвечать на вопрос «что делать», то психотехника должна дать ответ на вопрос «как делать».

Итак, как сделать так, чтобы в процессе взаимодействия с тем человеком, у которого будет создаваться определенное мнение о клиенте, последний (предположим, выступающий на митинге кандидат в мэры) посылал бы (вполне осознанно, преднамеренно) будущему «носителю» мнения (присутствующему на этом митинге каждому избирателю) имиджформирующую информацию о себе таким образом, чтобы у избирателя сложилось представление: этот вид информации исходит от кандидата непроизвольно, непреднамеренно, машинально, эти слова или жесты не специально заготовлены им, а естественны, самопроизвольные. Ведь этому виду информации избиратель будет доверять больше, а значит, скорее всего именно она — эта информация — будет положена в основу формируемого имиджа; что и нужно имиджмейкеру и прототипу имиджа (кандидату).

Для этого необходимо... имитировать непреднамеренность. Имитировать что? А все то, что исходит от человека помимо его воли. Ведь навряд ли человек непроизвольно надел именно этот галстук, а не тот (тем более, если речь идет о достаточно высокопоставленном чиновнике), непроизвольно говорил на избирательном митинге об этом, а не о том... Иначе говоря, есть вещи, которые человек обычно делает преднамеренно, осознанно, и люди об этом знают. Но есть вещи, которые человек (многие люди) обычно делает непроизвольно, и люди тоже об этом знают. Вот об этих последних действиях и пойдет речь.

Что же такое люди (многие, но не все) делают непроизвольно публично, что они делают такого, что другие считают непроизвольным? К число этих действий обычно относят кинетику (жестикуляцию, позы, положение частей тела, мимику). Большинство людей, например, вовсе не задумываются, как они держат голову при общении с другими людьми, многие не задумываются над жестикуляцией руками, над положением своих ног, корпуса и т.п.

Хотя справедливости ради следует отметить, что есть определенная группа кинетик, которая контролируется большинством достаточно воспитанных людей (и только для маленьких детей еще пока привычным является сочетание пальца и носа), и не об этой группе кинетических знаков идет речь.

И есть определенная группа людей, которые научились минимизировать любую свою кинетику (ни у одного дипломата на официальном приеме не увидеть «большой передний замок» — позу Наполеона), хотя в другой ситуации, например в домашней, такая кинетика у данного дипломата может и появиться.

Но люди, обычные люди «с улицы» (а именно таковыми являются, как правило, большинство членов аудитории имиджа, у которых должен формироваться оцениваемый ими образ), во-первых, не всегда четко актуализируют в своем сознании наличие подобных («испорченных» с точки зрения психокинетики) людей, а во-вторых, полагают, что большинство жестов у людей непреднамеренны (полагают так, ибо у них у самих большинство их жестов непроизвольны). А из этого очень важное правило: большинство членов аудитории имиджа, полагая, что у людей жесты бывают, как правило, не специально созданные, доверяют им. А значит: если некто (тот же кандидат, выступающий на митинге) будет имитировать те кинетики, которые: а) обычно проявляются у людей непроизвольно и б) обычно оцениваются людьми как отражающие позитивные характеристики психики, то видящие все это присутствующие на митинге будут непроизвольно оценивать данного кандидата в позитивном плане. Что и требовалось и имиджмейкеру данного кандидата, и самому прототипу имиджа.