Смекни!
smekni.com

Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков (стр. 10 из 13)

Да - нет – да.Из группы вызывается 3 мальчика и 3 девочки. Ведущий оставляет себе одного участника противоположного пола. Остальных уводят, чтобы они не подслушивали и не подглядывали. С оставшимся участником договариваются, что он будет отвечать на вопросы в последовательности «Да – нет да». Ведущий задает такие вопросы: 1. Ты знаешь что это? 2.Ты знаешь для чего это? 3.А хочешь узнать? В первой серии ведущий показывает на ладонь и после согласия узнать для чего она нужна, пожимает ладонь участника. Во второй серии ведущий показывает на плечо и после третьего ответа нежно обнимает за плечо участника. В третьей серии ведущий показывает на губы и после третьего ответа вытягивает свои губы к участнику, как бы для поцелуя, но потом играет на своих губах пальцем как маленький. После дружного хохота ведущий просит прощения за невинную шутку и предлагает участнику пошутить так же. Так по очереди проходят все участники.

Паром. Комната делится двумя линиями на три части, центральная часть река, две крайние - берега. Группа делится на две команды, в каждой команде примерно равное количество мальчиков и девочек. Девочки не умеют плавать, и задача мальчиков – переправит их на другой берег. Если девочка во время переправы касается рукой или другой частью тела «воды», то есть центральной части пола, то команда начинает заново. Кто быстрее переправит своих девочек на другой берег.

Правда или ложь. Для игры нужно три добровольца. Один из них станет кладоискателем: он будет с завязанными глазами искать монету, которую двое других ребят, договорившись между собой, положат на пол на расстоянии двух метров от кладоискателя. Эти двое ребят исполняют роли доброго и злого ангелов.

Добрый – сообщая кладоискателю, куда нужно идти, говорит правду, а злой – отправляет кладоискателя в ложном направлении. Однако кладоискатель не знает о том, кто добрый, а кто злой.

Наблюдения за движениями. Игротерапевт раздает каждому участнику по карточке, на которой написано имя одного из участников группы. Никто, кроме него, не должен знать имени, которое там написано.На счет «раз» участник начинает незаметно наблюдать за тем человеком, чье имя написано на карточке, так, чтобы тот не догадался. При этом, не переставая вести наблюдения, каждый время от времени (только не очень часто) делает два каких-либо выражения. Например, качает головой, потирает руки и т.д. Когда игротерапевт говорит «два» (скажем через три минуты), участникам нужно будет ответить на вопросы, кто наблюдал за ними и какие и какие два движения делал человек, за которым они наблюдали.

К.У.Б.О.У. Несколько человек (7-8) выходят за дверь. Первому участнику ведущий говорит фразу: «каратист убил быка одним ударом». Входит один участник, первый ему без помощи слов объясняет эту фразу, тот записывает ее на бумаге так, как понял, не озвучивая. При этом он не должен видеть предыдущую запись. Затем показывает следующему то, что понял сам (записал на бумаге) и т.д. В финале все фразы зачитываются в обратном порядке.

Гром – ураган – землетрясение. Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и является «жильцом». Когда водящий говорит «Гром!», «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда водящий говорит «Ураган!», «домик» взлетает и пытается найти себе другого жильца. При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится водящим.

Кисочки. Участники располагаются по кругу на корточках, руки держат на полу перед собой, причём большие пальцы правой и левой руки присоединены друг к другу, а мизинцы к мизинцам соседей. Дети друг у друга спрашивают ласково по кругу: « Наташенька, ты знаешь игру » Кисочки? Наташенька отвечает ласково: » Нет, Зиночка, я не знаю игру « Кисочки», но сейчас спрошу у Юрочки. Юрочка. ты знаешь игру « Кисочки»? и т. д., пока все не спросят. Когда спрашивают у первого (он же ведущий), тот отвечает: «Нет. не знаю, сейчас спрошу у всех. Ребята, вы знаете игру » Кисочки«? Дети отвечают: » Нет«. Ведущий говорит: » А зачем тогда здесь сидите?«, при этом слегка толкает плечом тех. кто сидит рядом. Таким образом, весь круг падает.

Мы идём в поход. Участники встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход. Ведущий начинает: » Меня зовут Катя, я беру с собой калачи«. Всем участникам необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой и имя. Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

Я змея, змея, змея. Участники стоят в круге, через одного - мальчик, девочка. Начинает вожатый, подходя к кому-нибудь со словами: » Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?«. Если ответ положительный, то спрашиваемый проползает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берёт левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: » А придётся!«, и идёт сцепление. Таким образом, с каждым разом змея всё больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Займи место. Участники сидят на стульях, расставленных по кругу - один свободный. Водящий находится в центре круга. Сидящий слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника. Задача водящего - занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим.

Дрозд. Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: » Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга«. При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

Молекула. В начале игры ведущий доступнообъясняет ребятам значение слова "молекула". Например, что этоособое химическое соединение из различных элементов, способное распадаться и вновь восстанавливаться, притягивать или отталкивать другие молекулы.

Каждый участник игры - это одна молекула. Сигнальная фраза "Молекулы движутся" означает, что все участники движутсяхаотично и по одному. Как только ведущий громко называет количество молекулв соединении, все участники стараются моментально перестроиться. Количество молекул не подлежит ограничениям - молекула "один", "два", "три", молекула "девочки". "Он и Она", "отряд", "друзья" и т.д.

Оркестр. Участники игры разбиваются на группы, в зависимости от того, сколько инструментов вы собираетесьвключить в свой оркестр. Но основными считаются: гитара, цимбалы, пианино, барабан.

Дирижер поет:

"Зе шафе, оф музыканте

О контрас спэрос. спэрос..." (указывает на какую-нибудь группу, например, "гитару").

Группа:

"Гита, гита, гитара!" (2 раза, показывая исполнение на гитаре).

Когда каждая группа исполнит свою партию, дирижер в последний раз поет:

"Зе шафе. оф музыканте

О контрас спэрос оркестро!"

После этих слов группы начинают все вместе исполнять свои партии, получается замечательный "оркестр"!

Грузинский хор (по принципу «Оркестр»).

1-я группа: Сервер пупа, пупа. пупа...

2-я группа: Дзюмбо квелико митолико микадзе...

2-я группа: Пи-пи плясипупа...

4-я группа: Ква-ква, ква-кварадзе...

Покажи, кто?Ситуация. Два добровольца из группы садятся на стулья плечом к плечу. Лучше, чтобы это были две девушки или два парня. Игротерапевт выбирает из группы третьего — того, кто будет сравнивать. Это должен быть подросток, у которого нет близких отношений с кем-то из двоих сравниваемых, но одновременно достаточно знакомый с ними по тренинговым занятиям. Третий подросток садится за спиной у двух сравниваемых. Игротерапевтзанимает позицию перед сравниваемыми и договаривается с участниками игры о следующем: тем, кого будут сравнивать, нельзя поворачиваться к сравнивающему; тот, кто сравнивает, временно лишается голоса: он не имеет права ничего говорить, а должен отвечать на вопросы игротерапевта, только показывая пальцем на одного из сравниваемых. Если сравнивающий не может ответить на вопрос игротерапевта, выбрав одного из сравниваемых, он может показать на обоих или пожать плечами. Первое будет означать, что оба сравниваемые равны по некоторому показателю. Последнее будет означать, что у него нет ответа. Игротерапевт ответит на все вопросы только после упражнения.

Получив согласие участников, Игротерапевт задает от 12 до 20 вопросов по поводу различий некоторых поведенческих черт или личностных качеств двух участников тренинга. Приведем приблизительный набор таких вопросов. Обратим внимание, что сначала задаются более простые, личностно не нагруженные вопросы, а только затем более личностные:

1. Кто постарше?

2. Кто учится лучше (учился в школе лучше)?

3. Кто больше заботится о том, как он выглядит?

4. У кого семья, по-видимому, побогаче?

5. Кто из двоих больше любит погулять?

6. У кого больше поклонников (ухаживающих кавалеров, если сравниваются девушки)?