Смекни!
smekni.com

Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса контроля (стр. 10 из 11)

Более подробная картина распределения показателей экстернальности-интернальности по группам испытуемых с разным уровнем нервно-психической устойчивости представлена на рисунке 2 (см. Приложение 2).

Результаты представленные в диаграмме, позволяют утверждать, что в группе лиц с хорошей нервно-психической устойчивостью показатели экстернальности несколько выше показателей экстернальности, чем у испытуемых с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью и выше показателей экстернальности также у испытуемых с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью.

Однако корреляционный анализ, проведенный нами, позволил установить иную взаимосвязь между показателями локуса контроля и нервно-психической устойчивостью. Результаты корреляции представлены в приложении (см. Приложение 3, Таблица 6, 7.).

В приведенных таблицах корреляции между локус-контролем и нервно-психической устойчивостью отличаются тем, что в таблице 7 представлены корреляции, при расчете которых, не учитывались данные по испытуемому №9. Его результат был исключен, как атипичный (выброс). Хотя статистически обосновать, что данные испытуемого №9 являются выбросом мы не можем, потому что этот выброс недостаточно велик и формально не является выбросом. Но, если все же его устранить, что мы и сделали, то корреляция между показателями нервно-психической устойчивостью и величиной отклонения от среднего значения по шкале локус-контроля становится статистически значимой. (см. Приложение 3, Таблица 7.). Без удаления выброса эта корреляция оказывается не значимой. (см. Приложение 3, Таблица 6.).

Однако линейных корреляций между показателем локус-контроля и нервно-психической устойчивостью не наблюдается даже при удалении выброса.

На рисунке 3 (см. Приложение 4) видно, что нервно-психическая устойчивость тем выше, чем сильнее величина отклонения от среднего значения по шкале локус-контроля, т. е., чем более выражена у испытуемого либо экстернальность, либо интернальность.

На рисунке 4 (см. Приложение 4) видно, что у испытуемых с выраженными показателями экстернальности и интернальности (у экстерналов и интерналов) встречаются более высокие показатели нервно-психической устойчивости, чем у испытуемых с невыраженным локусом контроля. Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость не встречается у лиц с невыраженным локусом контроля, т.е. все лица с невыраженным локусом контроля достаточно стрессоустойчивы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы о взаимосвязи направленности локуса контроля и стрессоустойчивости.

Направленность локуса контроля, как черта личности, выражающая склонность человека принимать на себя ответственность за происходящие события, либо отрицать свою ответственность и приписывать ее внешним обстоятельствам, существенно определяет, как человек ведет себя в стрессовых ситуациях и насколько он способен адаптироваться в стрессе и контролировать свое поведение.

Самоконтроль поведения позволяет человеку выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации и наиболее эффективно достигать поставленных целей, что существенно снижает риск дезадаптации в стрессе.

Главными направлениями, помогающим формированию самоэффективного поведения являются: развитие способности выстроить эффективное поведение на основе прошлого опыта, косвенный опыт (наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение), вербальное убеждение, снижение уровня эмоционального напряжения перед лицом стрессовых и угрожающих ситуаций.

Обязательным условием, при котором возможно формирование новых улучшенных форм поведения, является осознание неэффективности существующего поведения, потребность его изменить и ориентация человека на возможность и способность выстроить новые, более эффективные формы поведения.

Исследователи установили, что стресс, являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим социальным явлением, по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью.При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов, что ведет к дезадаптации человека в социуме.

Стресс принято понимать как неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации.

Стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые наоборот приводят к демобилизации систем организма. Это отрицательное проявление стресса, исследователи назвали дистрессом. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Для того, чтобы стресс не превратился в дистресс, человеку необходимо уметь выходить из под давления стрессоров т. е. расслабляться. Мы рассмотрели несколько методов, помогающих снять мышечное и психическое напряжение: релаксацию, концентрацию и ауторегуляцию дыхания.

Если человеку удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация, концентрация и ауторегуляция дыхания стали составной частью его образа жизни, то он станет уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

Исследователи, в своих экспериментальных работах, установили связь разнообразных форм поведения (в том числе дезадаптивного) и индивидуальных параметров личности с экстернальностью-интернальностью.

Они отмечают, что люди с внутренним локус-контролем (интерналы) характеризуются эмоциональной стабильностью, но потребность в достижении у них имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Люди с внешним локус-контролем (экстерналы) характеризуются эмоциональной нестабильностью, они нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях, нуждаются в одобрении и поддержке окружающих.

В настоящее время, исследователи делают акцент на том, что описание субъективного контроля личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения вообще, и в стрессовых ситуациях в частности, в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Особенности субъективного контроля могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему стрессовая ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому изучение взаимосвязи направленности локуса контроля и уровня нервно-психической устойчивости, по-видимому, более перспективно рассматривать не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных стрессогенных ситуаций разной степени обобщенности.

Экстернальность и интернальность не являются личностными чертами как таковыми (врожденными и неизменными). Хотя локус контроля можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий. Но по сути эти две характеристики являются крайними полюсами одного целого и граница между ними расплывчата. Большинство людей имеют промежуточный локус контроля и сочетают в себе в определенной степени черты как интерналов, так и экстерналов.

На основе этого, мы сделали вывод, что в процессе адаптации человек строит свое поведение, проявляя в определенной степени черты как экстерналов, так и интерналов, в зависимости от требований ситуации. Так каждый человек в той или иной мере склонен приписывать свои неудачи обстоятельствам, а успехи – своим личностным качествам и способностям.

Мы предположили, что локализация личностных черт на крайних полюсах локуса контроля, т. е. выраженная экстернальность или интернальность личности отрицательно влияет на способность человека адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, что существенно ослабляет их нервно-психическую устойчивость, т. к. у ярко выраженных экстерналов и интерналов в силу их психологических особенностей, существуют определенные устойчивые способы реагирования на различные жизненные ситуации. Это, на наш взгляд, препятствует успешной адаптации и увеличивает риск дезадаптации в стрессе. А поскольку люди с промежуточным локусом контроля обладают в равной (или близкой к тому) степени чертами как экстерналов, так и энтерналов, то мы предположили, что в связи с этим, они более лабильны и соответственно обладают более широкими возможностями менять свое поведение в зависимости от требований ситуации и сохранять самообладание в экстремальных условиях, т. е. являються наиболее стрессоустойчивыми.