Смекни!
smekni.com

Изменения ценностных ориентаций членов сект как результат психологического влияния (стр. 8 из 9)

Результаты: Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с культистами, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы-они», причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше — с некультовым миром.

Отучивание от критического, рационального мышления. Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов культистов утверждениями типа «Все станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», или увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».

Результаты. Вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.

Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т.е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Результаты. Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

Исповедальные сессии, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.

Результаты. Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

Групповое давление, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культис-ты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.

Результат: Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.

Поддержание верности новообращенных

Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования тактик, подобных описанным ниже.

Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития («монастыри», «ашрамы» и т.п.), где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах, например: «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь.»

Результаты. Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на культ деятельности истощает обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.

Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.

Результаты: Подобные методики могут иметь своим результатом: подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; подчас психопатологию.

Обратите внимание: Эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и «проработки» умственных затруднений.

Публичное заявление о верности, такое как: поощрение новых обращенных вербовать других (некоторые культы предлагают более высокий статус и, другое вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.

Результаты: Публичное заявление усиливает преданность обращенных культу и заставляет уходящих казаться предающими доверие.

Повторяющиеся угрозы санкций за уход, такие как:

«Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»;

или «твоя душа сгниет»; или «ты отправишься в ад»;

или «пострадают твои родственники»; или «твоя жизнь будет в опасности».

Результат: Обращенные боятся покинуть культ.

Обещание немедленного осуществления, мира, спасения, например, говоря обращенным, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше» себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения.

Результаты: Обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.

Результат: Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепление представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.

Результаты. Обращенные становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.

Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри культа; например, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.

Результаты: У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сношения. Лидеры защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их.

Постоянная исповедь и самоопорочивание.

Результаты: Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».

Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т.п.).

Результаты: Культисты остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.

Глава 3. Модель будущего эмпирического исследования

Анализ литературы, проведенный нами в теоретической части, позволяет предположить, что в качестве основных негативных результатов воздействия сект на своих членов можно выделить социальную дезадаптацию, изменение личности и системы ценностей. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Мы считаем важным увидеть существование изменений в ценностных ориентациях людей, являющихся членами сект, а также их сущность. Выяснить это возможно путем изучения корреляции результатов тестирования сектантов и людей, не являющихся членами сект. Кроме того, мы предлагаем ввести также третью группу исследуемых, служителей любой из традиционных религий, либо активных верующих этих религий. Под активными верующими мы подразумеваем людей, постоянно уделяющих религии значительную часть своего времени. Эта группа, предположительно, должна быть наиболее близка по многим показателям к группе сектантов, но не является таковой, тем интереснее увидеть, в чем именно состоят эти различия. Данное исследование предполагается провести в рамках дипломной работы.

Выборка

Для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых:

  1. Люди, являющиеся членами каких-либо сект
  2. Люди, не являющиеся членами сект
  3. Люди, являющиеся священнослужителями либо активными верующими какой-либо традиционной религии.

Желательный размер каждой группы не менее 15 человек, это необходимо для получения статистически значимых результатов.

Методики

Для исследования мы собираемся использовать следующие методики:

  1. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика представляет собой опросник из 101 вопроса, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Эти высказывания испытуемому предлагается соотнести с его собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ответ в бланке, необходимо выбрать, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6».
  2. «Методика ценностных ориентаций» Рокича. Методика состоит в предъявлении двух списков ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. В нашем случае в качестве дополнительной методики мы выбрали «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.
  3. «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Данная шкала разработана на основе опросника американских психологов Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу; она позволяет выявить, во-первых, степень зависимости человека от других людей, во-вторых, выдает ли человек в качестве ответа желаемые, одобряемые всеми общественные ценности или свою индивидуальную (а не эталонную) систему жизненных ценностей. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Опросник состоит из 112 вопросов.

Результаты методик предполагается попарно сравнить между тремя группами, т.е. между 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3.