Смекни!
smekni.com

Изучение психологии терминальных больных и умственно отсталых детей (стр. 2 из 2)

При локальных поражениях мозга обычно выделяются 2 основных вида нарушения памяти:

1) модально-неспецифические нарушения - группа патологических явлений, не однородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление стимулов любой модальности и связано с нарушением разных уровней срединных неспецифических структур мозга и повышенной реминисценцией следов;

2) модально-специфические нарушения - которые связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся к одному анализатору.

К особенностям памяти при дисфункции мозговых структур относятся:

при поражении диэнцефального уровня - нарушение кратковременной памяти, усиление действий механизмов интерференции.

при поражении медиальных и базальных отделов лобных долей мозга - нарушения кратковременной памяти, повышение интерференции следов, расстройство семантической памяти, страдают процессы опосредованного запоминания.

при поражении анализаторных систем мозга - нарушения слухоречевой памяти зрительно-речевой памяти (преимущественно при поражении левого полушария), а также амузии, агнозия на лица, нарушения зрительно-пространственной памяти (преимущественно при поражении правого полушария ГМ).

У детей с отклонениями в развитии (с задержкой психического развития) память развита лучше, чем у умственно-отсталых детей, имеющих органические поражения мозга. Но она уступает памяти здоровых детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Детьми с отклонениями в развитии лучше запоминается зрительно предъявленный неречевой материал. По продуктивности непроизвольного запоминания дети с ЗПР занимают промежуточное положение между здоровыми и детьми с УО.

Эмоциональная регуляция при расстройствах аффективного спектра: когнитивный подход

Основной отличительной характеристикой расстройств аффективного спектра, т.е. депрессивных и тревожно-фобических расстройств является то, что больные не способны регулировать, контролировать и предотвращать возникновение патологически выраженных отрицательных эмоций: тоски (при депрессиях), тревоги (при тревожных расстройствах), страха (при фобиях и обсессивных расстройствах). Попытки клинико-психологической интерпретации нарушений регуляции эмоций при указанных расстройствах делались с точки зрения нейропсихологии, психоанализа, культурно-исторического подхода и др. Однако нарушения эмоциональной регуляции с позиций современного когнитивизма стали интересовать ученых лишь в самое последнее время. Ниже представлены некоторые клинические и клинико-психологические данные, иллюстрирующие эвристичность оригинальной общепсихологической модели Дж. Гросса для исследований эмоциональной регуляции в клинике депрессивных и тревожно-фобических расстройств.

По мнению Дж. Гросса, под эмоциональной регуляцией понимается "определенная когнитивная деятельность и соответствующее ей поведение, которые влияют на возникновение, интенсивность, течение и выражение эмоциональных состояний". По времени возникновения в процессе поведенческого акта, выделяются следующие компоненты эмоциональной регуляции: выбор ситуации, изменение наличной ситуации, концентрация внимания, когнитивная модификация, модуляция ответа.

Выбор ситуации - это совокупность действий, которые позволяют повернуть ситуацию таким образом, чтобы она привела к желательной эмоции или, напротив, не привела к нежелательной. Нарушение этого компонента при тревожных и депрессивных расстройствах проявляется с одной стороны в явлениях "ситуативного предотвращения" (так больные с фобиями стараются всячески себя отгородить от предметов своего патологического страха), а с другой - в феномене "социального изъятия", который наиболее характерен для депрессивных больных. Хотя такое избегающее поведение может первоначально защитить пациентов от отрицательного опыта, оно, в конце концов, приводит к выраженному дефициту положительных событий, что негативно влияет на эмоциональное состояние больных.

Изменение наличной ситуации. Если предотвращение какой-либо реальной ситуации невозможно, пациенты могут использовать стратегию ее изменения, прибегая, например, к т. н. "сигналам безопасности" - людям или объектам (несколько таблеток диазепама в кармане), способствующим уменьшению страха и тревоги в данной, травматичной для больного, ситуации.

Концентрация внимания, в модели Дж. Гросса, - это способность человека использовать свое внимание с целью изменения наличного эмоционального состояния. При депрессивных и тревожно-фобических расстройствах имеют место следующие феномены, связанные с данным компонентом эмоциональной регуляции. Во-первых, это подавление: например, больные с навязчивыми мыслями контрастного содержания (в частности при обсессивно-компульсивном расстройстве) склонны к их сознательному подавлению; однако, такая стратегия не только не уменьшает, но и увеличивает навязчивости, что приводит к интенсификации страха, тревоги, дисфории и др. отрицательных эмоций. Во-вторых, это отвлечение внимания: больные стараются не концентрироваться на негативных переживаниях, погружаясь в какую-либо малопродуктивную деятельность (просмотр телепередач, чтение книг, компьютерные игры и т.п.). Однако и эта стратегия является малоэффективной, поскольку при "погружении в отвлечение", люди не способны активно решать реальные проблемы, что ведет к очередному витку дезадаптации. В-третьих, это постоянные руминации и размышления, приближающиеся по своему характеру к обсессиям, которые также могут служить источником дезадаптиции больных.

Когнитивная модификация (пересмотр отношения человека к тому или иному событию). Как было показано в ставших уже классическими исследованиях А. Бека и коллег, для больных с расстройствами аффективного спектра характерны специфические искажения мышления, которые и являются причиной эмоциональных нарушений. Проблемные ситуации оцениваются больными не реалистично, а искаженно; зачастую используются защитные механизмы рационализации, препятствующие активному разрешению жизненных трудностей.

Согласно концепции Дж. Гросса, под модуляцией ответа понимается прямое и непосредственное воздействие на физиологические и поведенческие проявления эмоций. Одной из наиболее неадекватных форм модуляции ответа, используемой больными с тревогой и расстройствами настроения, является использование психоактивных веществ, которые дают кратковременный эффект редукции отрицательных эмоций. В качестве примеров можно привести бензодиазепиновые зависимости у пациентов с тревожно-фобическими расстройствами, а также различные формы алкоголизма и наркоманий у депрессивных больных.

Заключение

Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР: заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания; несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания); сниженной объем запоминания; повышенная тормозимость следов побочными воздействиями; нарушения порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов; несколько более низкий (на 2-3 года) уровень продуктивности памяти по объему и качеству на протяжении школьного возраста; сниженная помехоустойчивость при запоминании.

Из всего вышесказанного следует, что для разрешения данной проблемы необходимо повышать уровень психологической подготовки и правил общения с терминальными больными как врачей, так и среднего медицинского персонала. Проводить семинары, конференции и главное тренинги на тему терминального состояния, методов лечения и помощи пациентам со смертельным диагнозом.

Список литературы

1. Калиновский П.В. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 2007.

2. Порш Т. // Журн. Русское возрождение. 2008. № 44.

3. Лопухин Ю.М. // Журн. Вестник РАМН. 2006. №12.

4. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. - М.: Смысл, 2009.

5. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.

6. Зинченко, В.П. От классической к органической психологии / В.П. Зинченко // Вопр. психологии. − 2008. − № 6.

7. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: учеб. пособие / М. Пишчек; науч. ред. М. Пишчек / Пер. с польск. − СПб.: Речь, 2008.

8. Сакс О. Человек, который принял жену за шляпу и другие истории из врачебной практики / О. Сакс / Пер. с англ. − СПб.: Science Press, 2008.

9. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. М., 2008.

10.Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М: Изд-во МГУ, 2006.

11.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 2008.

12.Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 2009.

13.Shenal, B. V., Harrison, D. W., & Demaree, H. A. The neuropsychology of depression: A literature review and preliminary model. Neuropsychology Review, 13 (1), 33-42.

14.Филатова Т.В. Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с "ювенильной астенической несостоятельностью" (нейропсихологическое исследование). Дисс... канд. психол. наук. М., 2007.

15.Психоанализ депрессии / Под ред. М.М. Решетникова. СПб., 2009.

16.Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник МГУ, сер.14 Психология, № 2, 2009.

17.Campbell-Sills, L., & Barlow, D. H. (2008) Incorporating emotion regulation into conceptualizations and treatments of anxiety and mood disorders // Handbook of emotion regulation. New York: Guilford Press.

18.Gross, J. J. (Ed) (2007). Handbook of emotion regulation. New York: Guilford Press.

19.Драгунская Л.С. Мотивация, социальная поддержка и депрессия // Ж. невропатологии и психиатрии им.С. С. Корсакова, 1987, № 9.

20.Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред.Д. Барлоу.3-е изд. СПб.: Питер, 2008.