Смекни!
smekni.com

Исследование образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И) (стр. 2 из 7)

Неосознанное - это определенный уровень психического отображения действительности, который характеризуется непроизвольностью возникновения и протекания, отсутствием явной причины, сознательного контроля и регулирования. Неосознанное раскрывается в интуиции, предчувствии, творческом вдохновении, внезапных догадках, воспоминаниях, сновидениях, гипнотических состояниях и т.д. Неосознанное - это действия, которые осуществляются автоматически, рефлекторно, когда причина их еще не успела дойти до сознания (например, реакция защиты и т.п.). Неосознанное в широком понимании слова - это совокупность психических процессов, которые не представлены в сознания субъекта.

Подсознательное - это психический акт, который на определенном этапе человеческой деятельности находится за пределами его сознания (процессы запоминания, вызревания творческого замысла и т.п.). Подсознательное часто рассматривают как сугубо физиологическое явление. Согласно Фрейду, подсознательное - активный психический процесс, который имеет прямую связь с сознанием. Что же касается неосознанного, то между ним и сознанием существует непереходный барьер, даже антагонизм - несознательное не может стать сознательным. Подсознательное - труднодоступная, недостаточно изученная сфера человеческой психики.[19]

Объекты, воспринимаемые в окружающей среде сознанием человека формируют мысленные (ментальные) образы.

Образ может возникать без восприятия, с помощью мечтания. Мышление создает и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.

В сознании человека формируется образ мира, образ собственного «Я» и образы других людей. Можно выделить шесть основных типов понятия "образа": "образ - обобщение", "образ - эталон", "образ - отражение", "образ - ориентир", "образ - проекция", "Я - образ". Обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" - Я в прошлом, ныне, в будущем; среди других, как организм, как индивидуальность, как член общества).[9]

1.2. Образы инвалида в сознании людей, особенности женского восприятия инвалидности

Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Слово «инвалид» (буквально означающее «негодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а так же в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах.

В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет "патологические" и "неестественные" тела. Поэтому люди с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и т. п.) чувствуют себя "неправильными", и подвергаются со стороны окружающих людей стигматизации (stigma - бросающийся в глаза признак патологии, клеймо позора).

Стигматизация - это процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм. Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые не соответствуют культурным стандартам тела.[12]

Так, стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых детей, т. е. маргинализируются. Психологическим механизмом маргинализации является страх здоровых детей и их родителей перед "нетипичным" дефектным телом, не соответствующим социальным ожиданиям и доминирующим идеалам. Встреча с телесным дефектом напоминает здоровым людям об угрозе собственному телесному благополучию, актуализирует перенос возможных вследствие болезни проблем с больного ребенка на здорового. Во многом страх, сопровождающий такую встречу, связан с распространенными социальными представлениями о дефекте как признаке слабости, пассивности, зависимости.

Истоки того, что впоследствии было названо "социальной моделью инвалидности", могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – "Критическое условие" ("A Critical Condition"), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные".

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

- "несчастные" – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;

- "бесполезные" – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;

- члены "угнетенного меньшинства" – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как "отклоняющиеся от нормы" и "не похожие на других".

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

В пятидесятые годы наше общество пытается переосмыслить образ инвалида, так как Великая Отечественная война породила большое количество инвалидов. Именно тогда на экраны страны выходит фильм режиссёра Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» (1956 г.) по одноимённой повести Бориса Полевого, в которой рассказана подлинная история о подвиге Алексея Маресьева. Примечательно, что фильм во всей внутренней противоречивости раскрывает образ лётчика Алексея Мересьева, оставшегося без обеих ног, как образ сильной духом личности, преодолевшей пренебрежительно-жалостливое отношение к инвалиду войны.

Женщины отличаются большей чуткостью восприятия, но и большей уязвимостью. Их могут угнетать образы инвалидов, они также способны вызвать жалость. Женщинам легче преодолеть негативный образ инвалида, так как женская матрица восприятия по иному интерпретирует многие качества и свойства людей с ограниченными возможностями. Особое место занимает образ детей-инвалидов, вызывающий материнские чувства.

1.3. Структура и содержание образа инвалида

Структура, то есть внутреннее устройство психологического представляет собой содержание образа, разделенные на отдельные взаимосвязанные части.[5]

Образ инвалида имеет свою структуру и особенности содержания (рис. 1).

Структура и содержание психологического образа инвалида

Рисунок 1

Образ инвалида, рассматриваемый в сознании, как социоперцептивная (социальная перцепция – восприятие социальных объектов, людей, групп и пр.) [2] модель, в первую очередь подразумевает наличие видимых физических недостатков у человека. Понятие «инвалид» вызывает в воображении образ телесных повреждений, отсутствия органов, частей тела или болезни.

Также в сознании индивидов физические недостатки сопряжены с возможными психологическими проблемами индивида, его моральными и физическими страданиями и возможными психическими отклонениями, как следствиями травмы.

Вырисовывается картина ограниченности возможностей людей с инвалидностью, их потребность в посторенней помощи.

Все эти структурные составляющие образа инвалида и их содержание формирует представлении и социальной ответственности общества и его членов перед инвалидами, способствуют укоренению чувства долга.

В общем, содержание образа завершается выработанной системой отношений к инвалидам, и вызываемых ими чувств, от страха и жалости до желания помочь, сочувствия, уважения и опеки.

Структура и содержание образа инвалида может варьироваться у каждого индивида, в зависимости от личного опыта, возрастных, половых и профессиональных факторов. Но, чаще он имеет негативное содержание и требует коррекции.

1.4. Методы изучения образа инвалида в сознании женщин

Для исследования социоперцептивного образа инвалида в сознании женщин мною будут использоваться методика структуры образа человека (иерархическая) СОЧ(И), разработанная В.Л. Ситниковым, методика 20 определений М.Куна и Т. Макпартленда и психогеометрический тест С. Делингера.

Проективная методика анализа и интерпретации "СОЧ(И)" - структура образа человека (иерархическая) основывается на двух других методиках: "20 - высказываниях" (М. Кун и Т. Макпартлэнд, 1954 г.) и "Психогеометрическом тесте" (С. Делингер,1989 г.). Соответственно, методика "СОЧ(И) состоит из 2 частей: вербальной и невербальной.

Вербальная часть методики "СОЧ(И)" дает возможность сбора вер­бальной, то есть в той или иной степени осознаваемой информации.

Невербальная часть позволяет получить данные об интуитивной, «ало осознаваемой, невербализованной и неструктурированной группе представлений о человеке. Методика "СОЧ(И)" относится к группе про-гктивных методик, для которых характерен глобальный подход к оцен­ке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Тест М.Куна и Т. Макпартленда представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемый должен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?" Спонтанные ответы записываются в любой последовательности независимо от логики и грамотности. Теоретической основой создания данного теста является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос "Кто Я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица "Кто Вы такой?"). В данном случае методика «20высказываний" в составе "СОЧ(И)" модифицирована в методи­ку "20 определений" применительно к изучению образа инвалида в сознании женщин.