Смекни!
smekni.com

Исследования индивидуальных различий людей (стр. 3 из 8)

Из этих фактов видно вместе с тем, что механизм переключения, лежащий в основе свойств характера человека, в определенном отношении существенно отличается от механизма переключения у животных. В образовании такого механизма у человека чрезвычайно важную роль играет вторая сигналь­ная система—система речевых раздражителей в виде социаль­ных оценок и других социальных воздействий на поведение и системы речевых реакций, которыми человек отвечает на эти воздействия[8,102].

Другое физиологическое условие происхождения обнаруживается при сопоставлении проявлений характера с проявлениями общего типа нервной системы.

В целом ряде исследований советские психо­логи сравнивали способы действия у людей с противоположны­ми свойствами общего типа нервной системы. Но исследовались способы действия в одних и тех же типичных ситуациях, причем с одинаково положительным отношением к ситуации. При этом было обнаружено, что противоположным свойствам общего типа нервной системы соответствуют психологически противополож­ные способы действия. Так, было показано, что при положитель­ном отношении к товарищам по классу и классному коллективу в целом ученики с инертными нервными процессами склонны к общению с узким кругом хорошо знакомых товарищей. По сво­ей инициативе они редко что-либо рассказывают о себе, с тру­дом заводят новые знакомства, но так же трудно им прекратить общение со старыми знакомыми. Наоборот, ученики с подвижны­ми нервными процессами проявляют противоположные свойства в общении с людьми. Эти индивидуальные особенности в обще­нии и представляют собой свойства характера.

Такая же связь нервных процессов с индивидуальными раз­личиями способов действия обнаружена в учебной, спортивной и трудовой деятельности (исследования П. М. Теплова, В. С. Мер­лина, Е, А. Климова). Следовательно, другое физиологическое условие происхождения свойств характера—это свойства общего типа нервной системы[8,104].

Известно, что общий тип нервной системы является также физиологической основой темперамента. Отсюда вытекает тес­ная связь между темпераментом и характером.

Как было сказано, в образовании механизма переключения, лежащего в основе свойств характера, важную роль играет вто­рая сигнальная система. В зависимости от того, в какой степени вторая сигнальная система господствует над первой и каково взаимоотношение между этими системами, И. Л. Павлов разли­чал три специальных человеческих типа нервной системы: «мыс­лительный» — с преобладанием второсигнальной условнорефлекторной деятельности, «художественный»—с преобладанием первосигналыюй и «средний»—с отсутствием преобладания какой-либо из них. Возможно, что свойства специальных типов нервной системы также участвуют в происхождении свойств характера[6,89].

Однако свойства общею типа нервной системы не предопре­деляют, каким будет характер. У людей с одним и тем же типом нервной системы может быть различный характер. Напри­мер, человек со слабым типом нервной системы может быть доб­рым или злым, правдивым или лживым, аккуратным или неряш­ливым. Тип нервной системы влияет на характер лишь в двух отношениях. Во-первых, он может помогать или затруднять вос­питание определенных свойств характера. Так, у человека со сла­бым типом нервной системы труднее воспитать самообладание и уверенность в себе, чем у человека сильного и уравновешенно­го типа. Во-вторых, если в результате социальных условии и условий воспитания у человека сложились определенные отноше­ния личности, то от типа нервной системы будут зависеть те способы действия, при помощи которых он будет выражать эти отношения. Трудолюбие проявляется совершенно различным об­разом у флегматика и холерика, а доброта сангвиника проявляет­ся иначе, чем доброта меланхолика. Так, трудолюбие холерика проявляется в страстности, порывистости, повышенном, но неров­ном темпе работы. Между тем у флегматика такое же трудолю­бие проявляется в особой методичности, обдуманности, размерен­ности движений, ровном темпе. Доброта сангвиника яркостью и обильностью внешних выражений отличается от сдержанных, скупых проявлений доброты флегматика.

1.4. Способность как индивидуальная особенность личности

Личность — это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти­лем поведения и мировоззрением[9,62].

Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как счи­тал Б.М.Теплов, способности — это такие индивидуально-пси­хологические особенности, которые имеют отношение к успеш­ности выполнения одной или нескольких деятельностей. Природ­ной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. По данным Э.А.Голубевой и ее сотрудников, природные предпосылки социальных способностей образуют сложные системокомплексы. Учеными доказано, что для лингвистических способностей характерны инертность, преобла­дание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для ком­муникативных языковых способностей необходимы лабильность, слуховая пайять, преобладание первосигнальных функций. Для му­зыкальных способностей главную роль играют лабильность нервной системы в разных возрастах, высокая чувствительность и домини­рование непроизвольного уровня регуляции[7,89]

Способности — это такие психологические особенность чело­века. от которых зависит успешность приобретения знаний, уме­ний, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся[7,94]

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, по­года и т. д. окажутся благоприятными, способности человека яв­ляются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

Итак, способности—это индивидуально-психологические осо­бенности личности, являющиеся условиями успешного осуществ­ления данной деятельности и обнаруживающие различия в ди­намике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой получает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности[8,102].

Способности были охарактеризованы как индивидуально-пси­хологические особенности, т. е. такие качества, которым отличается один человек от другого.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структу­ру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее поло­жение, некоторые—вспомогательное. Так, в структуре педагоги­ческих способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комп­лекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью[3,89].

Общие способности или общие качества и явления, к исследованию которых уже приступи­ли психологи. К числу таких общих качеств лич­ности, которые в условиях конкретной деятельности могут высту­пать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы—образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих обра­зов посредством слова—сигнала сигналов.

Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует ху­дожественный тип, относительное преобладание сигнала сигна­лов—мыслительный тип, равное их представительство—сред­ний тип людей.

Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живо­го впечатления, эмоций. Для мыслительного типа—преоблада­ние абстракций, логических построений, теоретизирования. При­надлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное—представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к собы­тиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавля­ющее большинство художников (живописцев, скульпторов, му­зыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают усло­вия для наиболее благоприятного развития деятельности, связан­ной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, ма­тематическими выражениями и др. Легко понять, какой обшир­ный круг конкретных занятий (математика, философия, физика, языкознание и т. д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок успешности овладения деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художе­ственному типу не означает слабость интеллектуальной деятель­ности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преоб­ладании образных компонентов психики над мыслительными. Во­обще вторая сигнальная система у человека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер, так как роль языка и мышления в трудовой деятельности людей яв­ляется решающей и процессы отражения человеком мира опо­средствуются его мыслями, выраженными словесно. Поэтому с абсолютным перевесом первой сигнальной системы мы встреча­емся разве что в сновидениях, с их бурной эмоциональностью и хаотической образностью, которая никак не упорядочивается и не регулируется мышлением.