Смекни!
smekni.com

Классификация неврозов: формы, течение, терапия, прогноз (стр. 2 из 3)

Принято различать три основные клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. В 70-80-е годы отечественные психиатры стали выделять также невротическую депрессию (депрессивный невроз). В Международной классификации болезней представлено большее число неврозов. Например, невротические фобии, невроз страха (тревоги), ипохондрический невроз. Клиническая практика и длительные катамнестические наблюдения свидетельствуют о том, что эти формы могут оцениваться как этапы в динамики основных форм неврозов.

1.1 Неврастения

Неврастения, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подавленным настроением (депрессия).

В начальный период заболевания возникают вялость, пассивность или двигательное беспокойство с суетливостью, отвлекаемостью и истощаемостью внимания, усиливается утомляемость к концу дня или недели. Появляются необоснованные страхи, недовольство, подавленность настроения, непереносимость резких или громких звуков, запахов, температурных колебаний и других раздражителей. Жалобы на головную боль, неприятные ощущения в различных участках тела. Характерны также расстройства сна в виде трудности засыпания, стойкой бессонницы, сновидений с ночными страхами. Иногда у больных неврастенией отмечают нарушение аппетита, тошноту, необъяснимые расстройства стула, нейродермиты, энурез, тик, заикание, обморочные состояния. Основными симптомами неврастении является раздражительная слабость и повышенная истощаемость, в связи с преобладанием первой или второй выделяют:

а) гиперстеническую форму неврастении, основой которой является ослабление внутреннего торможения, что проявляется в раздражительности, эксплозивных реакциях, несдержанности, импульсивности;

б) гипостеническую, в основе которой лежит истощение раздражительного процесса с явлениями запредельного охранительного торможения. В клинике преобладают чувство усталости, слабости, сонливости, некоторая психомоторная заторможенность. Эти формы могут быть разными стадиями.

Течение обычно благоприятное. Хроническая психотравмирующая ситуация может быть причиной затяжных форм неврастении, приводящих к невротическому астеническому формированию личности.

1.2 Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением после тяжёлой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетённого настроения, различных вегетативных расстройств.

Невроз навязчивых состояний встречается реже, чем неврастения, чаще возникает у людей с тревожно-мнительными чертами характера, особенно при ослаблении организма соматическими и инфекционными заболеваниями. Доминирующими в картине невроза навязчивых состояний являются разнообразные навязчивые расстройства. В зависимости от характера преобладающих навязчивых расстройств несколько условно различают три разновидности невроза: обсессивный – характеризующийся навязчивыми мыслями, идеями, представлениями; компульсивный – навязчивыми влечениями и действиями; фобический – навязчивыми страхами.

В детском возрасте выделяют невроз навязчивых движений, невроз навязчивых мыслей и страхов, невроз навязчивых состояний смешанного типа.

Невроз навязчивых движений чаще встречается в возрасте 3-7 лет, реже – 7-12 лет и выражается в тикоидных гиперкинезах или движениях (учащённое мигание, повторяющиеся гримасы, облизывание или кусание губ, движение головой, подёргивание плечами, хмыкающие или хрукающие звуки, подпрыгивание, шаркание или периодические остановки при ходьбе). Навязчивые движения являются «очистительным актом», освобождающим ребёнка в возрасте сознательного» детства от неприятного чувства внутреннего напряжения, тревоги, страха, в основе которых лежат конфликтные невротические переживания. При затяжном течении навязчивые движения становятся привычными, теряют защитный смысл и исчезает эмоциональное отношение к ним. Навязчивые движения нередко сочетаются с повышенной истощаемостью, утомляемостью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, двигательной расторможенностью, нарушением сна, аппетита. С возрастом отмечается тенденция к постепенному исчезновению привычных действий. Примерно 2/3 больных к юношескому возрасту оказываются практически здоровыми.

Невроз навязчивых мыслей и страхов может проявляться страхом болезни и смерти, острых предметов, высоты, закрытых помещений, заражения, загрязнения, «упустить» мочу или кал в обществе, устного ответа в школе и т.п. Для временного уменьшения интенсивности страхов больные совершают навязчивые защитные (ритуальные) действия, прямо или символически связанные с содержанием страхов (навязчивое мытьё рук, отряхивание их, отплёвывание, повторение совершаемых действий определённое число раз, обведение, подчёркивание букв при письме и т.п.). К этому неврозу относят также невроз ожидания, проявляющийся тревожным ожиданием неудачи при выполнении привычных действий и физиологических функций – речи, чтения, ходьбы, глотания, мочеиспускания – и затруднениями при необходимости совершить их. При длительном течении происходят стойкое снижение настроения и переход в невротическое развитие личности обсессивно-фобического типа. Полное выздоровление к юношескому возрасту отмечается у половины больных.

Невроз навязчивых состояний смешанного типа проявляется чаще у детей в возрасте 10-13, реже – 7-9 лет сочетанием идеаторных навязчивостей (представления, счёт, воспоминания, мысли и др.) с аффективными и двигательными. Отмечаются страхи типа опасений, пугающих представлений, воспоминаний, тревожных сомнений; защитные действия символического характера или сложного многоступенчатого построения (длящиеся часами ритуалы одевания, раздевания, отхода ко сну и т.д.), реже идеаторные ритуалы типа «загадывания» и «заклинания». Так же, как и при других формах невроза навязчивых состояний, встречаются депрессивные и ипохондрические синдромы, признаки вегетососудистой неустойчивости. В большинстве случаев невроз переходит в невротическое (обсессивное) развитие личности с чертами нерешительности, неуверенности и педантизма, тревожности, склонности к застреванию на неприятных переживаниях, тормозящих привычную деятельность больных.

Больные не могут освободиться от навязчивых переживаний усилием воли, хотя у них сохраняется чёткое критическое отношение к навязчивым переживаниям, сознание их нелепости и болезненности. Состояния, объединяемые в невроз навязчивости, по сравнению с другими разновидностями неврозов, склонны к затяжному течению. Оно может проявляться рецидивами, чередующимися с периодами полного выздоровления, или протекать непрерывно с периодическими ослаблениями и обострениями болезненной симптоматики. Иногда проявление невроза может ограничиться однократным приступом.

1.3 Истерический невроз

Истерический невроз значительно чаще встречается в молодом возрасте, причём чаще у женщин, чем у мужчин, и легче возникает у психопатических личностей истероидного круга. Многообразие и изменчивость истерических расстройств в определённой степени объясняются характерными для этих больных основными истерическими чертами – большой внушаемостью и самовнушаемостью.

В клинической картине истерического невроза наблюдаются двигательные, сенсорные и вегетативные нарушения.

Двигательные нарушения проявляются в виде истерических припадков, гиперкинезов, параличей и парезов. С давних времён одним из классических проявлений истерии считается истерический припадок. Последний чаще всего возникает после ссоры, неприятного известия, волнения и т.п., как правило, в присутствии «зрителей» и крайне редко, когда больной бывает один. При истерическом припадке сознание утрачивается не полностью. В отличие от эпилептического при истерическом припадке общего тонического сокращения мышц не наступает, поэтому падение происходит в виде обессиленного постепенного опускания на пол. Затем возникают судороги клонического характера. Во время припадка больной выгибается, опираясь на затылок и пятки (истерическая дуга), стучит ногами, однообразно кричит, выкрикивает отдельные фразы, рвёт на себе волосы. Истерический припадок отличается также хаотичностью, театральностью и размашистостью, «требует» много места. Реакции зрачков на свет, на болевые и обонятельные раздражители сохраняются. Так, если больного облить холодной водой или дать ему понюхать нашатырный спирт, то можно оборвать приступ.

В настоящее время в связи с патоморфозом истерических расстройств развёрнутые истерические припадки встречаются редко. В современных проявлениях они напоминают гипертонический криз, стенокардию, диэнцефальные расстройства, возникающие в связи с психотравмирующей ситуацией.

Примером функциональных гиперкинезов могут служить тики, грубый и ритмичный тремор головы, хореиформные движения и подёргивания, дрожание всего тела, усиливающиеся при фиксации внимания, ослабевающие при спокойной обстановке и исчезающие во сне.

Истерические парезы и параличи в одних случаях напоминают центральные спастические, в других – периферические вялые параличи. Здесь, не смотря на кажущийся полный паралич конечностей, в них возможны непроизвольные автоматические движения. Нередко возникают расстройства походки, известные под названием «астазия-абазия». При этом больные не в состоянии стоять и ходить, в то же время в лежачем положении они могут производить ногами любые движения. В основе истерической афонии – потери голоса – лежит паралич голосовых связок. В отличие от органических при истерических параличах сухожильные рефлексы сохраняются, не изменяется и мышечный тонус.