Смекни!
smekni.com

Концептуальная система личности (стр. 2 из 2)

В течении всей жизни человек камень за камнем строит образ мира, свою концептуальную систему, он как бы в процессе социализации, адаптации постепенно интернализирует то что «вне его». Посредством восприятия, перцептивных, точнее познавательных процессов человек постепенно интернализирует объективно существующий мир, и делает это по своему, преломляя это через свою собственную личность. Именно в процессе взаимодействия с миром, в процессе активной адаптации, социализации человек конструирует свой образ мира, свою концептуальную систему, которая и есть сам мир для него самого – «существуют не созерцание и его предмет как идеальное отношение, а реальное взаимодействие человека с внешним материальным миром» (Рубинштейн, 1957; с. 354).

Как было отмечено чуть выше, процесс генезиса, конструкции и реконструкции КСЛ происходят паралелльно развитию личности, в процессе адаптации. L. Wittgenstein (1889–1951) – австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета, aвтор термина «картина мира», утверждал, что: «решение встающей перед тобой жизненной проблемы – в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает. Проблематичность жизни означает, что твоя жизнь не соответствует форме жизни. В таком случае ты должен изменить свою жизнь и приспособить ее к этой форме, тем самым исчезнет и проблематичное» (Грицанов, 2002). Т.е. гармоничное и адекватное развитие личности предполагает и сплетено с динамическим процессом конструирования и постоянного корректирования «модели мира», концепции бытия. Однако для личности его образ мира, его концептуальная система и есть объективный мир, объективная реальность. По этому поводу С.Л. Рубинштейн отмечает: « «Я» и для самого себя, и объективно выступает первично не как абстрактный субъект познания, а как конкретная реальность человека» (Рубинштейн, 1957; стр. 267).

Исследование концептуальной системы личности

КСЛ это многомерное психическое целостное, неделимое пространство которое включает в себя Я-концепцию. Это своего рода соединение Я-концепции и «Не-Я-концепции» (все кроме Я) личности. Образ мира есть по существу гештальт, каждый элемент которого тоже по природе является гештальтом, точнее неким гештальт-концептом, и следовательно принцип исследовеания КСЛ тоже должно быть холистическим. Методологическими основами наших исследований КСЛ являются также три важнейших открытия, которые сделала наука XX века в области осмысления собственных границ, и которые так хорошо описаны в книге В.П. Руднева «Прочь от реальности: Исследования по философии текста» (Руднев, 2000; стр. 9). Ниже излагаем их же:

1. Объективная действительность шире любой описывающей ее системы; или иначе, «мышление человека богаче его дедуктивных форм» (Налимов, 1979; стр. 72). Этот принцип был доказан К. Godelв теореме о неполноте дедуктивных систем (Godel, 1931).

2. И поэтому, для того чтобы адекватно описать какой-либо объект действительности, необходимо, чтобы он был описан в двух противоположных системах описания. Это – принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором в квантовой механике (Бор, 1961), а затем перенесенный на любое научное описание (Лотман, 2000). Однако стоит добавить, что для решения данной проблемы – адекватности – в исследовании КСЛ руководствуются Трехлокусным подходом который подразумевает описание и интерпретирование объекта в 3х разных понятийно-семантических системах (Бегоян, 2009e).

3. Невозможно одновременно точно описать два взаимозависимых объекта. Это – расширенное понимание так называемого соотношения неопределенностей Вернера Гейзенберга, доказывающего невозможность одновременного точного измерения координаты и импульса элементарной частицы (Гейзенберг, 1989; Гейзенберг, 2005). Философский аналог этого принципа был сформулирован L. Wittgensteinв его последней работе «О достоверности»: «Для того чтобы сомневаться в чем бы то ни было, необходимо, чтобы нечто при этом оставалось несомненным. Этот принцип можно назвать «принципом дверных петель»» (Руднев, 2000; Стр. 9).

Для исследования – для оценки, дескрипции, дифференцации и презентации КСЛ – в рамках Концептуальной Психотерапии (ConceptualPsychotherapy), исползьуется метод Теория Системы Реальностей Личности (TPRSTheTheoryofа PersonRealitySystem) (Бегоян, 2009a, 2009d). А также, для оценки «сценария развития» КСЛ можно использовать метод «Анализ планов» (PlanAnalysis) разработанный F. Caspar(Caspar, 1995; Casparetal., 2005).

Концептуальная система личности и психотерапия

В заключенни хотелось бы сделать акцент на исследовательском, диагностическом, и вообще терапевтическом значениии концепции КСЛ. Исследование КСЛ позволит наиболее точно понять мир человека, насколько это возможно адекватно интерпретировать его мотивы и чувства. Исследование КСЛ в процессе терапии облегчит оценку проблем клиента, диагностику и раскрытие его ресурсов. Всвязи с этим И.Г. Малкина-Пых пишет: «Несуществует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем свои соотвтственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь ввиду, поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любой эффективной терапевтической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что все коммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте (курсив мой – Б.А.), мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны, и что именно слушатель является тем, кто состовляет представление об услышанном и вообще обо всей предъявленной ему информации» (Малкина-Пых, 2008; стр. 59).

В биодинамической концепции J.Н. Masserman модель мира предстает под именем «концепции действительности» – выявление которой, согласно J.Н. Masserman, является первой задачей психотерапии, так как именно «концепцией действительности» и ориентируется индивид и в силу последнего же незакономерное или неадекватное поведение представляется единственно возможным и рациональным. Данный подход J.Н. Masserman весьма оправдан и применим в рамках Концептуальной Психотерапии. Именно поэтому начальной стадией и одним из ипостасей Концептуальной Психотерапии является Концептуальный Психонализ (ConceptualPsychoanalysis) главной задачей которого является выявление особенностей КСЛ («концепция действительности» – J.Н. Masserman; «образ мира» – А.Н. Леонтьев) клиента.

Список литературы

1. Адлер А. (2002) Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.

2. Бегоян А.Н. (2008) Феномен «воображаемого партнера» – игра или галлюциноз? // Психология – наука будущего: Материалы II международной конференции молодых ученых, 30–31 октября 2008 г., Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, А.С. Обухова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 543 с.; с. 40–43.

3. Бегоян А.Н. (2009a) Образ мира и система реальностей личности // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции, 3 марта 2009 г., г. Невинномысск / Ред.кол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 9 томах. – Невинномыск: НИЭУП, 2009. – Том II: психология. – 2009. – 541 с.; с. 69–72.

4. Бегоян А.Н. (2009b) Конструирование ребенком альтернативной / желаемой реальности // Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23–25 апреля 2009 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н. В. Гришиной – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 360 с.; с. 14–16.

5. Бегоян А.Н. (2009c) Феномен «воображаемого партнера» // «ЕВРАЗИЯ» научно-методический журнал, # 1–2 (2–3), 2009, с. 13–18, Ереван (на армянском).

6. Бегоян А.Н. (2009d) Античнофилософские истоки концептуальной психотерапии // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. / под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – Вып. 4. – Т.3. – 155 с.; с. 141–145.

7. Бегоян А.Н. (2009e) Проблема исследования личности: терхлокусный подход // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 29 мая 2009: В 2 т. Т.1. – Н. Новгород: НФ УРАО, 2009 – 448 с.; с. 70–72.

8. Бергер П., Лукман Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: «Медиум».

9. Богпомочева О.А. (2006) Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование, #4, 2006.

10. Бор Н. (1961) Атомная физика и человеческое познание. – М.: Издательство иностранной литературы.

11. Гейзенберг В. (1989) Физика и философия. М.: Наука.

12. Гейзенберг В. (2005) Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.: Наука.

13. Грицанов А.А. (2002) (сост. и гл. науч. ред.) История философии. Энциклопедия, Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом.

14. Даллакян К.А. (1998) Воля как феномен энвайронментального отношения, Уфа: «Талер».

15. Кемеров В.Е. (1977) проблема личности: методология исследования и жизненный смысл, М.: Политиздат.

16. Леонтьев А.Н. (1983) Избранные психологические произведения: В 2‑х т. Т. 2‑М.: Педагогика.

17. Лотман Ю.М. (2000) Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума // Лотман Ю.М. Семиосфера. – С.-Петербург: «Искусство–СПБ».

18. Малкина-Пых И.Г. (2008) Справочник практического психолога, М.: Эксмо.

19. Маслова В.А. (2007) Поэтический текст как возможный мир и виртуальная реальность // Текст. Язык. Человек: материалы ІV Международной научной конференции, 15 – 16 мая 2007 г., Мозырь: В 2 ч. Ч. 1. / Отв. ред. С.Б. Кураш, В.Ф. Русецкий. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина».

20. Налимов В.В. (1979) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М.: Наука.

21. Налимов В.В. (2003) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. 3‑изд. Томск‑М.: Водолей.

22. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Пер. с англ. – К.: «София», 2000. -224 с.

23. Перлз Ф. Теория гештальттерапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 384 с.

24. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания: практикум по гештальттерапии, М.: 1993, – 240 с.

25. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. К.: «Ваклер», 1999.

26. Рубинштейн С.Л. (1957) Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во АН СССР.

27. Руднев В.П. (2000) Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. – М.: «Аграф».

28. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. № 2, 1989, с. 35–40.

29. Bandler, R. & Grinder, D., The Structure of Magic Vol. 1, Science and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975.

30. Caspar, F. (1995). Plan Analysis. Toward optimizing psychotherapy.Seattle: Hogrefe-Huber.

31. Caspar, F., Grossmann, C., Unmussig, C., & Schramm, E. (2005). Complementary therapeutic relationship: Therapist behavior, interpersonal patterns, and therapeutic effects. Psychotherapy Research, 15 (1–2), 91–102.