Смекни!
smekni.com

Концепции развития психики (стр. 3 из 4)

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.

У человека кроме наследственного и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом изучения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание.

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие – предметностью, константностью, осмысленностью, а память - произвольностью и опосредованностью. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животного по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образцовом и словесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов им не доступны.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым. Это – потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными.

Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом.

До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении.


6. Физиологические основы психики человека

1. Строение нервной системы человека.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического.

Ц.Н.С. состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга. В этих отделах Ц.Н.С. выделяются структуры, имеющие отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Кора головного мозга совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Связь Ц.Н.С. со всеми органами и тканями организма обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга.

Нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира и структур организма – афферентные. Нервы, которые проводят сигналы из Ц.Н.С. к периферии – эфферентные.

Сама Ц.Н.С. представляет собой скопление нервных клеток – нейронов. Места соединения одного нейрона с другим называют синапсами.

Большинство нейронов специфические, т.е. выполняют определенную функцию. Нейроны могут быть сенсорными, двигательными локальной сети.

2. Понятие анализатора.

На периферии аксоны (самые длинные отростки нейронов) соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека.

Анализатор – относительно автономная органическая структура, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая Ц.Н.С. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов Ц.Н.С.

Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга. Эти зоны – конечные корковые структуры анализатора.

Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений.

3. Теория условно-рефлекторного научения И.П. Павлова.

К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде всего следует отнести принцип замыкания условных нервных связей. Он заключается в следующем. Если при достаточном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам по себе не вызывает определенного безусловного рефлекса, т.е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым.

В результате при многократном повторении нейтральный раздражитель будет самостоятельно вызывать ту же реакцию, которую до этого вызывал безусловный раздражитель. Бывший нейтральный раздражитель превращается в условный, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом. Следовательно, в результате многократного повторения происходит замыкание новой нервной связи.

Принцип торможения.

Если во время действия условного раздражителя начнет действовать новый посторонний раздражитель, то условный рефлекс затормозится – внешнее торможение.

Если условный раздражитель несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем, то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс – внутреннее торможение.