Смекни!
smekni.com

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (стр. 3 из 4)

Данная классификация, по мнению Фолькман и Лазарус, не указывает на то, что человек прибегает исключительно к одному типу копинга. Каждый человек использует комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга для того, чтобы справиться со стрессом [11].

Т.е. процесс копинга представляет собой комплексный ответ на стресс.

Интересной на наш взгляд представляется расширенная классификация копинга, которую предложили американский исследователь Кавер и его сотрудники [10]. По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг-стратегиям авторы отнесли следующие:

1. "активный копинг" - активные действия по устранению источника стресса;

2. "планирование" - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;

3. "поиск активной общественной поддержки" - поиск помощи, совета у своего социального окружения;

4. "положительное истолкование и рост" - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;

5. "принятие" - признание реальности ситуации [5, 10]

Другой блок копинг-стратегий, по мнению авторов, также может способствовать адаптации человека в стрессовой ситуации, однако он не связан с активным копингом. К таким стратегиям совладания относятся:

1. "поиск эмоциональной общественной поддержки" - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;

2. "подавление конкурирующей деятельности" - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса;

3. "сдерживание" - ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации [там же]

Третью группу копинг-стратегий составляют те, которые не являются адаптивными, однако, в некоторых случаях, помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней. Это такие приемы преодоления как:

1. "фокус на эмоциях и их выражение" - эмоциональное реагирование в проблемной ситуации;

2. "отрицание" - отрицание стрессового события;

3. "ментальное отстранение" - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.;

4. "поведенческое отстранение" - отказ от разрешения ситуации [там же].

Отдельно Кавер выделяет такие копинг-стратегии как "обращение к религии", "использование алкоголя и наркотиков", а также "юмор" [там же].

Приведенная выше классификация копинг-стратегий не означает то, что человек использует какую-то одну из них. В той или иной ситуации личность прибегает к целому комплексу копинг-стратегий в зависимости от своих личностных особенностей и характера ситуации, т.е. существуют паттерны копинга.

Одним из центральных вопросов в теории копинга Фолькмана и Лазаруса является вопрос о его динамике. По мнению авторов, копинг - это динамический процесс с составляющими структурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подвержен модификации с изменением социального контекста [11].

Копинг представляет собой многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях [12].

Вопрос о динамики копинга напрямую связан с проблемой прогноза того или иного поведения человека в стрессовой ситуации.

Социальный контекст копинга, а именно специфика и особенности события, с которыми взаимодействует человек в процессе преодоления, способны влиять на процесс совладания. Значение ситуационных детерминант подчеркивается в ряде работ [5, 6, 9, 14 и др.].

Так, например, С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что "…ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка" [6, С.20]. Х Хекхаузен пишет о том, что "особенности ситуации … в большей степени детерминируют поведение, чем диспозиции субъекта" [9, С.75].

Стрессовая ситуация оказывает на личность значительное влияние.

А.О. Прохоров подчеркивает ее значимость для появления новых личностных образований, таких как появление новых ценностей, изменение отношения к людям, появление осмысленности жизни и пр. [8]. Н.В. Волкова отмечает значимость критических ситуаций в условиях реализации "базовых" ценностей для личности [4].

Учет специфики ситуации и основных ее характеристик играет важную роль в ситуационном подходе к копингу.

По мнению Л.И. Дементий, существует ряд методологически важных положений при исследовании копинга. Одно из них связано с тем, что эффективность преодоления во многом зависит от разницы в объективных параметрах стрессора и их субъективной оценки [5].

Л.И. Анцыферова указывает на то, что поведение во многом детерминировано не объективно заданной ситуацией, а ее субъективной оценкой и восприятием, однако нельзя недоучитывать и объективные показатели ситуации, которые отражаются в субъективной репрезентации индивида [2].

Зарубежные исследователи Сингер и Девидсон отмечают, что люди по-разному интерпретируют стрессовую ситуацию. Они могут оценивать ее как угрозу или как требование. Стрессовые последствия, по мнению ученых, возможны только в том случае, если событие воспринимается индивидом как угроза, если же событие воспринимается как требование, то это вызовет другой способ ответа на него. По их мнению, оценка того или иного стрессового события зависит от оценки личности своих ресурсов совладания со стрессором, которые могут быть основаны на индивидуальном опыте, знаниях или практики или же на самооценке, восприятии собственной компетентности и др. На сегодняшний день, как указывают Сингер и Девидсон, вопрос остается открытым по поводу того, какие характеристики среды или личности могут оказывать наибольшее влияние на процесс преодоления [14].

Когнитивная оценка стрессовой ситуации, согласно теории Фолькмана и Лазаруса, является ключевым механизмов, обуславливающим процесс преодоления [11].

Лазарус предлагает две формы оценки – первичную и вторичную. При первичной оценке человек оценивает свои ресурсы, другими словами отвечает на следующий вопрос - "Что я имею для преодоления этой ситуации?". Ответ на этот вопрос содействует качеству его эмоциональных реакций и их интенсивности. При вторичной оценке человек оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия среды. Другими словами задает следующие вопросы - "Что я могу сделать? Какие у меня стратегии преодоления? И как среда ответит на мои действия?". Ответ влияет на тип копинг-стратегий, которые будут выбраны для управления стрессовой ситуацией [11, 12].

Л.И. Анцыферова указывает на значимую роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Автор вводит термин "когнитивное оценивание", определяя его как некую активность личности, а именно "…процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего" [1, с.7]. От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л.И. Анцыферовой, зависят стратегии, которые будет использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания – вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий или ситуация неподконтрольна ему. По словам Л. И. Анцыферовой, если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг – стратегии [1].

По мнению Фолькман и Лазарус, когнитивная оценка – это интегральная часть эмоционального состояния. Гнев, например, обычно включает оценку параметров вреда или угрозы, счастье включает оценку условий "человек-среда" с точки зрения их выгоды или полезности [12].

Авторы пишут, что любое преодолевающее поведение начинается с оценки среды, которая оценивается как значимая для жизни и хорошего самочувствия, как вредная, выгодная, угрожающая или изменчивая. Характер такой оценки влияет на копинг, который в свою очередь изменяет отношения "человек-среда", и как следствие, эмоциональный ответ. Т.о. копинг выступает как "медиатор эмоционального ответа" [12, С. 213].

По мнению ученых, отношения между эмоциями и копингом не носят статичный характер. Определенные эмоции облегчают процесс преодоления, но в то же время и копинг может детерминировать определенные эмоциональные состояния. Фолькман и Лазарус отмечают, что как копинг, так и эмоции необходимо рассматривать с точки зрения процесса. Процессуальный подход специфики взаимосвязи эмоций и копинга заключается в анализе динамики мыслей и поведения человека в процессе взаимодействия "человек-среда". Клинические исследования и эмпирические факты показывают, что эмоции и копинг в норме характеризуются высокой степенью изменчивости среди людей. Более того, копинг – это многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях [12].