Смекни!
smekni.com

Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка (стр. 4 из 6)

Надо отметить, что исследователи скорее обозначили областьсущественного, сферу поиска, нежели действительно раскрылипсихологическое содержание этих новообразований. Поэтому пока невозможно ответить на вопрос о том, как соотносятся эти понятия. Включает ли, например, система Я два других новообразования, или они лишь частично совпадают, или, может быть, являются совершенно самостоятельными? Какие среди них центральные понятия или их значение равноценно?

Неясность вопроса о личностных новообразованиях, складывающихся в период кризиса 3 лет, побудила нас к их исследованию. Выбор направления поиска определялся общими исходными представлениями о личности как системе отношений к предметному миру, к другим людям и к себе в ее генезисе.

Как правило, говоря о кризисе 3 лет, в качестве его симптомов традиционно называют упрямство, негативизм, протест против близких взрослых, строптивость, стремление к деспотическому управлению окружающими. Анализ этой негативной симптоматики позволил исследователям выделить неудовлетворенность взаимоотношениями с взрослыми, стремление занять иную позицию в окружающем мире как причину возникновения этих проявлений.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что определенное число детей практически не обнаруживают негативных проявлений в указанном возрасте или легко и быстро их преодолевают, причем их личностное развитие протекает нормально. Эти данные побуждают обратить особое внимание на позитивную симптоматику кризисатрех лет, ибо без нее картина развития является неполной, а пониманиепроисходящих личностных процессов односторонним. Однако именно эта - позитивная — сторона кризиса оказалась наименее изученной.

В связи со сказанным представляется продуктивным различать объективный кризис - перелом в психическом развитии и субъективную картину поведения, сопровождающую этот перелом. Объективный кризис - обязательный и закономерный этап развития личности в онтогенезе, обнаруживающий себя в появлении личностных новообразований. Внешне же по субъективной картине протекания он будет характеризоватьсяпозитивной симптоматикой, свидетельствующей о перестройке личности детей, и необязательно будет сопровождаться негативным поведением. Появление последнего связано с неблагоприятными условиями жизни и воспитания ребенка.

Главным критерием качественно нового в детском поведении в период кризиса М. И. Лисина предложила считать появление неожиданного в поведении ребенка в привычной ситуации, как правило, сопровождающегося аффективной реакцией, не соответствующей по силе той причине и ситуации, которые ее вызвали.

В ходе наблюдений отчетливо проявился своеобразный комплекс поведения детей. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: они долго и настойчиво манипулировали: предметом, перебирали варианты действий с ним, отыскивали нужный, практически не отвлекались. Неудача, как правило, не приводила к отказу от задуманного: дети обращались за помощью к взрослому или искали иные, более легкие решения, не изменяя своего намерения, конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремились тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряли свою ценность, а радостные переживания по поводу их существенно омрачались. Отрицательное иди безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывало у них аффективные переживания, побуждало с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки.

В-третьих, у детей появилось обостренное чувство собственного достоинства, это выражалось в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений взрослым, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве, преувеличениях.

Описанный поведенческий комплекс по предложению М. И. Лисиной был назван гордостью за достижения. По нашим данным, он разворачивается в трех плоскостях отношений - к предметному миру, другим людям и к себе. Рассмотрение их во взаимосвязи позволяет увидеть здесь тот узелок, который завязывается в процессе личностного развития. Однако необходимых доказательств истинности этого у нас не было. Получить их предполагалось в эксперименте, моделирующем естественные условия возникновения исследуемого поведенческого комплекса.

При анализе психологической литературы были выделены критерии,согласно которым описанный нами комплекс "гордость за достижения"правомерно рассматривать как коррелят личностного новообразования. Мы считали, что свидетельством этого являются преобразования в поведении, которые охватываютодновременно три главных стороны отношения человека к действительности и при этом имеют характер не количественного, а качественного изменения, протекающего в достаточно высоком темпе.

Организованная экспериментальная процедура выглядела; следующим образом. Ребенку предлагались разнообразные задачи – на - действия c предметами, взрослый оценивал достигнутые им результаты. Тем самым в эксперименте актуализировались два рода связей: ребенок - предметный мир и ребенок — другие люди, причем во втором случае отношения к себе и другим оказывались, слиты в реакции ребенка на оценку взрослого. Развестиих мы считали возможным, используя качественный анализ отношения детей к различным оценкам.

В эксперименте из 5 проб участвовали 30 детей детского сада 2,6— 3,6 лет. Каждая проба включала решение 3 практических задач. 'Гак, в I пробе ребенок должен был собрать собачку-пирамидку, используя картинку; грузовичок, домик из деталей конструктора. За первую задачу, независимо откачества исполнения он получал похвалу, за вторую — оценку "сделал" или"не сделал" соответственно своему результату, решение третьей задачи неоценивалось. При затруднениях экспериментатор предлагал ребенку помощь.Четыре другие пробы строились аналогичным способом, что было связано снеобходимостью выявления устойчивых характеристик поведения.

Активность детей в ходе выполнения экспериментальных заданий характеризовалась по двум группам параметров. Первая группа, связь ребенка с предметным миром, отражала ценность достижений восуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее обинтересе и мотивационной обеспеченности деятельности; целеустремленность в выполнении задания), включенность в решение задачи (глубина вовлеченности в сам процесс деятельности), оценку ребенкомпродуктивности своей деятельности; вторая (связь ребенок - взрослый) - самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней. По каждому параметру были составлены шкалы, характеризующие качественные ступени изменения исследуемых аспектовдетской активности.

Результаты показывают, что поведение детей при выполнении\предложенных заданий преобразуется по мере взросления. Это касается обеих актуализированных в опытах линий связей. Несмотря на небольшой возрастной интервал (4 мес.), полученные сдвиги носят статистически значимый характер. При переходе от младшей к средней возрастнойподгруппе изменения наиболее интенсивны (в 2 раза); при переходе отсредней к старшей подгруппе темпы изменений снижаются (в 1,2 раза).

Качественный анализ материалов отношения детей к своей деятельности и к оценкам ее взрослыми позволил установить, что фиксируемые в эксперименте изменения имеют характер не количественного роста, акачественного преобразования и охватывают все три линии отношений к предметному миру, к другим людям и к себе.

Так, результативная сторона деятельности становится для детей всеболее значимой, а фиксация их успехов взрослым - важным элементом ееисполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность совершаемого, что вызывает к жизни появление аффективных форм поведения, таких, как преувеличение своих достижений, попытки обесценить свою неудачу. Возрастает активность детей и в поиске оценки взрослого, совершенствуются средства этого поиска.

В младшей возрастной группе дети, как правило, безразличновоспринимают оценку взрослого: поведение в ответ на положительную отрицательную оценку существенно не меняется. В средней же возрастной группе отрицательная оценка, даже будучи справедливой, порождает целый комплекс аффективных проявлений. В то же время возникает и особое отношение к несправедливому мнению. Незаслуженная похвала вызывает у детей чувство смущения, неловкости. В старшей возрастной группе яркость аффективных проявлений несколько ослабевает, на первый план все больше выступает умение противостоять несправедливой оценке, аргументировать ценность своей деятельности.

В целом полученные результаты, отвечая выдвинутым критериям, свидетельствуют о том, что в период кризиса 3 лет складывается личностное новообразование, проявляющееся как гордость за свои достижения. ( см приложение с.33)


2.4 Развитие отношения, определяющих становление личностного новообразования периода кризиса трех лет

Уже говорилось, что исходным для нас было представление о становлении личностного новообразования, как появления у детей нового видения мира. Экспериментально было установлено, что на первом году жизни развивается своеобразное отношение ребенка к себе. Оно складывается главным образом в ходе общения с взрослыми, вполнеадекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности, которые исходят от окружающих иадресованы младенцу. Как следствие этого у малыша формируется эмоционально-положительное самоощущение переживание своей значимости для окружающих. Такое отношение ребенка к себе авторы называют общей самооценкой. Однако роль опыта предметно-манипулятивной деятельности в развитии образа себя еще весьма незначительна. Хотя младенец и переживает результат своих действий - он его радует или огорчает,— но это переживание не носит характера "успеха" или "неуспеха" в психологическом значении этих терминов на личностном уровне. Напротив, ребенок - дошкольник способен переживать результат своих действий как личностно значимый: достигнутым он гордится, a неудача способна уязвить его. Отношение к себе, образ себя начинает все более корректироваться опытом самостоятельной деятельности, а к концу дошкольного возраста самооценка становится самостоятельным мотивом поведения.