Смекни!
smekni.com

Межличностные отношения (стр. 5 из 6)

Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействии типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т. п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью типа стимул => реакция; высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т. п.

Популярностью пользуется и психоаналитический подход. З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким образом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимодействия люди просто тиражируют, воспроизводят детский опыт. 3. Фрейд считал, что формирование групп и их притягательность для человека заключаются в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько личностными качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы как бы возвращаемся к более ранним стадиям своего развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.

В основе подхода Э. Гоффмана, который получил название теория управления впечатлениями, лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которых можно произвести хорошее впечатление на других; люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. По мнению Гоффмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления у других о себе, Гоффман пишет: ”Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам”. Эту концепцию называют еще теорией социальной драматургии.

Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), считающих, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы можем “разгадать” намерения других людей, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. В связи с этим Мид выделял во взаимодействии два типа действий: 1) незначимый жест (представляет собой автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, говоря словами Мида, “принять роль другого”.

Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять потому что с детства нас учат придавать значения определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т. е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.

Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция.

В какой-то мере все является символами, но из них слова - наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что общество учит своих членов одинаково понимать определенные символы. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого формирования является установление контроля за действиями личности и теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных моментах взаимодействия, индивидуальных для каждого человека. Эта концепция также придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия, отвлекаясь от его содержания.

Отметим, что, несмотря на разнообразие подходов к проблеме взаимодействия, ни одна теория не обходит стороной такие понятия, как норма, социальный контроль, социальная роль. Именно им будут посвящены следующие разделы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называются социальными нормами. Подумайте, для чего при встрече со знакомым человеком мы протягиваем ему правую ладонь, приходя в магазин, встаем в очередь; в музее не разговариваем громко, а на дискотеке, наоборот, шумим. Поступая так, мы делаем как все, т. е. придерживаемся общих норм. Такое поведение называют нормальным, правильным. О существовании и принятии норм повеления свидетельствует сходное реагирование окружающих людей на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Поэтому групповая (или социальная) норма - это правило, стандарт поведения в обществе, регулятор отношений. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Важным показателем, связанным с эффективностью взаимодействия, является содержание норм. Принятые в группе нормы усваиваются всеми членами группы и как бы “изнутри” регулируют поведение каждого, служат средством оценки тех или иных возможностей и способов действия отдельных участников и группы в целом. Если на уроке ученик вдруг решит запеть или попрыгать вместо того, чтобы как все решать задачу, учитель может удалить его из класса. Значительное влияние групповых норм объясняется тем, что только при их выполнении человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание, поддержку.

Нормы - это целая система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы могут существовать очень долго. Такую норму, как мытье рук до и после еды, выработали очень давно. Однако если условия жизни людей меняются и норма становится бесполезной или начинает мешать, то от нее могут отказаться. Например, сейчас уже никто не снимает головного убора перед начальством.

С точки зрения разных групп людей нормы могут быть положительными или отрицательными. К положительным обычно относятся нормы, способствующие развитию группы. Это нормы, поддерживающие ее цели и задачи, регулируют поведение, направленное на достижение этих целей. Разумеется, что такие нормы положительно влияют на успешность групповой деятельности. Примерами таких норм в школе являются подготовка к урокам, тишина на занятиях, помощь отстающим и пр. К отрицательным нормам относятся те, которые мешают нормальному процессу учебы; прогулы контрольных, списывание, подсказки и прочие нарушения дисциплины, которые некоторые ребята оценивают как свое геройство.

Нормы могут быть разного уровня проявления. Существуют общественные нормы, принятые во всем мире, каковой является, например, защита детства. Есть нормы более узкие, проявляемые только в одной стране или городе, даже на одном предприятии или в школе. Могут быть нормы, принятые в небольшой группе ребят, которые, скажем, решили обязательно ходить на футбол в одинаковой форме любимого спортивного клуба. И если кто-то не надел майку соответствующего цвета, то все ребята будут проявлять своё недовольство, показывая, что он нарушил общие правила.

Каждая норма имеет свои предпосылки и предполагает наличие определенных условий. Скажем, мы знаем, что старшим надо уступать место в транспорте. Однако если автобус пустой, то условий для проявления этой нормы нет. Нормы проявляются в тех действиях и ситуациях, которые имеют некоторую значимость для окружающих.

Нормы могут быть писаными и неписаными. Например, все знают, что подсказывать нельзя или что плохо обливать соседского мальчика водой с балкона. Но об этом нигде не написано. Эти нормы передаются друг другу в замечаниях, которые делают более старшие и уважаемые люди. Если вы бывали летом на пляже, то наверное видели плакат “Правила поведения на воле”. Это тоже нормы, но нормы, зафиксированные письменно. С такими нормами мы встречаемся в лифте, на транспорте, в уголовном и гражданском кодексах, в воинском уставе и т. д.