Смекни!
smekni.com

Мир явлений, изучаемых психологической наукой (стр. 2 из 3)

Сознательный уровень психики (сознание) представляет высший уровень отражения, при котором человек заранее ставит определенную цель, соответствующую его потребностям и объективным условиям реальной действительности, и твердо управляет своей внутренней (психической) и внешней (практической) деятельностью по ее (цели) достижению. На этом уровне осуществляется отражение наиболее жизненно важных для человека предметов и явлений окружающего мира. Из трех рассмотренных выше форм отражения – эмоционального, познавательного и волевого – только последнее осуществляется исключительно на сознательном уровне. Однако это не значит, что какая-то реальная деятельность, сопряженная с преодолением трудностей, может осуществлять совершенно без участия бессознательного уровня психики. Например, если человек читает трудную для понимания, но нужную книгу, он заставляет себя сосредоточить внимание на тексте, не дает себе отвлекаться, вдумывается в содержание, анализирует его и т.д. При этом он не осознает периодические движения глаз по тексту, процесса преобразования световых волн, несущих информацию, в нервные коды, «транспортировку» последних в кору больших полушарий и осуществляемою тем мозгом сложную работу. Словом, сознательный уровень отражения не может толковаться как самостоятельно функционирующий, независимо от бессознательного. Первый управляет последним, подчиняет его сознательно поставленной цели, но непрерывно с ним взаимодействует и на него опирается.

Подсознательный уровень отражения является промежуточным между бессознательным и сознательным. Отличия подсознательного от бессознательного весьма существенны. В основе бессознательного отражения лежат главным образом врожденные нервные образования, действующие автоматически и мало склонные всплывать на поверхность сознания. Подсознательное имеет, как правило, иное происхождение. Приведем пример. Когда человек впервые обучается вождению транспорта, он порознь заучивает правила обращения с каждым органом управления (рулем, тормозной педалью, переключением скорости и т.д.). Трогаясь с места, он заранее обдумывает, в какой последовательности и как нужно действовать. В этот момент он всецело поглощен манипулированием руками и ногами и любое постороннее воздействие его сбивает. Но вот проходит время, приобретается опыт, тогда руки и ноги как бы сами знают, что им делать. Человек уже не думает, по крайней мере сколько-нибудь развернуто, как тронуть машину с места. В данном случае система действий водителя «ушла» в подсознание и в любое время может быть «затребована» оттуда. Так, если машина после привычных действий не тронется с места, водитель «поднимает» всю последовательность действий на уровне сознания и заново осмысливает.

Следует еще раз подчеркнуть, что все три уровня психики функционируют одновременно, причем человек от природы наделен способностью сознанием управлять нижними уровнями психического отражения.

Если форма отражения характеризует тип реакции организма, а уровень – степень сознательности, то механизм психического отражения отвечает на вопрос: каким образом, в соответствии с какими закономерностями при взаимодействии человека с окружающей действительностью формируется ответная реакция организма? Различают механизмы эмоционального, познавательного и волевого отражения.

Механизм эмоционального отражения, А.И. Китов, ссылаясь в своем учебнике «Психология управления» на советских физиологов и психологов, а именно на П.К. Анохина, объясняют следующим образом. «Нужда организма в чем-либо (потребность) при актуализации вызывает ощущение неудовлетворенности, беспокойства. По мере нарастания остроты нужды интенсивность дискомфорта организма усиливается. Удовлетворение потребности происходит на основе определенного замысла, в соответствии с которым по нервным путям подаются командные сигналы на периферию организма. А оттуда идут сигналы о том, насколько действие удовлетворения совпадает с исходным замыслом. Чем полнее это совпадение, тем интенсивнее положительное переживание. Исследования показали, что в подкорковых областях головного мозга имеются специализированные участки, которые генерируют переживание удовольствия или неудовольствия»[2]

Познавательное отражение реализуется взаимосвязанными механизмами восприятия, памяти, мышления и воображения.

В механизме восприятия, участвующем в формировании идеального подобия воздействующих на органы чувств предметов, как показали исследования ученых В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес и других, важную роль играют моторные (двигательные) компоненты. Так при формировании зрительного образа глаз совершает сложнейшие движения, напоминающие ощупывающие движения руки при осязании. В результате этих движений осуществляется обнаружение. Затем начинается построение образа (идеальной копии предмета), завершающее различением. Далее следует идентификация, т.е. сличение построенного образа с образами, хранящимися в памяти. Заключительный этап – опознание, т.е. отнесение предмета к определенной группе, категории. Все эти перцептивные действия могут развертываться последовательно и практически одновременно.

От механизмов восприятия идеальная копия (образ) предмета «передается» механизму памяти. Одно из наиболее простых объяснений механизма памяти, хотя и далеко не полное, дает так называемая ассоциативная теория (ассоциация – связь, соединение). В соответствии с ней, если воспринимаемые предметы характеризуются пространственно-временной смежностью (скажем, воспринимаются одновременно), подобны чем-то друг другу либо контрастируют друг другом, образы, в которых они отражаются в коре головного мозга, оказываются взаимосвязанными. Поэтому, когда вспоминается один из предметов, по ассоциации всплывают в памяти другие.

В высшей степени сложны механизмы мышления и воображения. Согласно точке зрения психолога С.Л. Рубинштейна и его учеников, которая опять же приведена в учебнике А.И. Китова, основной механизм мышления объясняется следующим образом. «Объект мышления непрерывно включается во все новые связи, поворачивается новыми сторонами и качествами, которые фиксируются в новых понятиях. Таким образом, из объекта как бы вычерпывается все более полная информация, на основе которой формируется все более точное знание о нем. Такое манипулирование становится возможным благодаря слову, представляющему в психике сам предмет»[3]

Механизм волевого отражения. Одно из его объяснений дается следующим образом. В процессе деятельности между действиями, удовлетворяющими потребность, и словами, их обозначающими, в коре головного мозга устанавливается нервная связь. Причем в психике слово представляет цель, способы ее достижения, результат действий, отношение человека к ним и т.д. И когда в новом акте поведения человек формулирует («про себя» или вслух) цель, способ и другие параметры будущей деятельности, следы прежних действий, их результаты, оценки последних как бы оживают в мозгу, включаются в новую деятельность, стимулируя или тормозя ее. Происходит так называемая борьба мотивов, в результате которой человек останавливает выбор на том варианте поведения, который активируется более сильным мотивом, например чувством долга.

Форма, уровни и механизмы психического отражения не являются самостоятельно функционирующими феноменами. Механизмы отвечают на вопрос, который, если говорить несколько упрощенно, можно сформулировать так: каким образом объективно, независимо от человека существующее явление (факт, событие, вещь т.д.) становится объектом внимания и затем оказывается представленным в психике? Как внешнее, объективное преобразуется во внутреннее, субъективное, презентованное человеку?

Форма отражения в свою очередь отвечает на вопрос: «во что» преобразуется объективное, внешнее, в каком виде оно представлено в психике? Уровень, если продолжать образное сравнение, отвечает на вопрос: «держит ли» мозг созданные механизмом отражения переживание, знание, действие «под рукой», на уровне сознания, либо «откладывает подальше»? Как видим, формы, уровни и механизмы – это органически взаимосвязанные характеристики психического отражения, описывающие разные аспекты единого явления.

Рассмотренные выше характеристики являются формально-психологическими в том смысле, что они отвлекаются от содержания психического отражения. Люди существенно отличаются друг от друга по каким-то параметрам форм, уровней и механизмов психического отражения. Но главные различия создаются тем, что усвоил человек из окружающего мира. Именно это делает человека личностью.

Понятие «содержание психического отражения» находится в сложных соотношениях с описанными выше формально-психологическими характеристиками. Например, применительно к формам психического отражения – переживанию, знанию и действиям – «содержание» отвечает на вопрос: что именно переживает (что знает, что делает) человек с точки зрения социальных норм, принятых в обществе. Любовь и ненависть – это переживания. Они могут изучаться по своим количественным параметрам (скажем, по силе, интенсивности и т.д.). Но без учета объекта любви и ненависти такое изучение будет формальным. Учет содержания переживания делает познание эмоций и чувств объекта адекватным феномену, на который оно направлено. Знания тоже можно изучать по глубине, точности, гибкости, широте, прочности и т.д. Однако только обращение к содержанию знаний (качественной характеристике усвоенной человеком информации) дает о них достоверное представление. Это относится и к действиям.

Без учета содержания нельзя правильно оценить и уровень отражения. Так, осознаваемость или неосознаваемость сами по себе еще не дают полного представления о поступке человека. И подвиг, и преступление люди могут совершать как сознательно, так и не прибегая к осознанному предварительному анализу своих действий. Это относится и к механизмам психического отражения. Они могут изучаться формально, чтобы ответить на вопрос: как внешнее становится внутренним, «пересаживается» в мозг? Но без учета социального содержания информации, «перерабатываемой» механизмами, подлинное познание человека невозможно.