Смекни!
smekni.com

Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи (стр. 9 из 11)

Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на соощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых – развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях.

Приведем некоторые игры из данного комплекса, адаптированные к работе с детьми ОНР второго уровня с учетом полученных в ходе исследования результатов.

Игра 1. «Найди отличия»

ЦЕЛИ

• автоматизировать звук [л] в словах;

• развивать зрительное восприятие, зрительную память;

• развивать мелкую моторику;

• формировать навыки самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата – фишки для самооценки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка:

1. Посмотри очень внимательно на картинку – 30–50 с.

2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей. Чего на ней не хватает?

3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек.

4. Нарисовал? А вот правильный ответ – на этих карточках нарисованы недостающие предметы. Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам.

5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлично красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно – синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех – не очень хорошо.

6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л].

7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес.

8. Определи место звука в слове – начало, середина или конец.

Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок.

Игра 2. «Непослушный щенок»

ЦЕЛИ

• автоматизировать шипящие звуки в словах;

• развивать зрительное восприятие и зрительную память;
• учить ориентироваться на листе бумаги;

• развивать мелкую моторику;

• формировать навыки самооценки;

• обучать составлению рассказа.

ОБОРУДОВАНИЕ

Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка

1. Внимательно посмотри на картинку – 10–20 с. Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине.

2. На другой картинке (первая закрывается) ты видишь, как щенок Бобик стаскивает скатерть со стола. Вспомни, какие предметы стояли на столе, и представь, в какой последовательности они упадут.

3. Нарисуй «падающие» предметы в той последовательности, в которой они упадут со стола.

4. Сравни свои рисунки с правильными ответами-рисунками. Обращай внимание на цифру. Если карточка осталась незаполненной – это ошибка.

5. Посчитай свои ошибки и оцени свою работу фишками: красная – отлично, ни одной ошибки нет; если 1–2 ошибки – хорошо – синяя фишка; если половина ошибок или больше – можно не оценивать.

6. Назови предметы, правильно произнося все шипящие звуки.
7. Определи, какой шипящий звук есть в названии предмета и где он находится – в начале слова, в середине или в конце.

8. Придумай рассказ под названием «Непослушный щенок».

Игра 3.

«Тактильные ощущения»

ЦЕЛИ

• автоматизировать шипящие и свистящие звуки;

• развивать зрительное восприятие и зрительную память;

• учить запоминать при помощи «тактильных» представлений;

• развивать мелкую моторику;

• формировать навыки самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Два рисунка ванной комнаты, на одном из которых семь предметов переставлены местами: носки, щетка, зубная паста, мочалка, порошок, шампунь и мусор в совочке; семь предметных картинок, семь чистых квадратов такого же размера; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка

1. Посмотри на картинку. Как называется эта комната? Здесь есть различные предметы: легкие и тяжелые, мокрые и сухие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные. Представь, что ты находишься в этой комнате и дотрагиваешься до каждого из этих предметов. Дотронулся? Закрываем картинку.

2. Вот другая картинка. Посмотри и определи, чем она отличается от предыдущей. Какие предметы переставлены местами? Тебе будет легче ответить, если вспомнишь, что ты находился в комнате и дотрагивался до предметов.

3. Нарисуй эти предметы на карточках. Посчитай, сколько их.

4. Сравни свои рисунки с рисунками-ответами.

5. Если клетка осталась незаполненной – это ошибка. Если предмет назван неправильно – это тоже ошибка.

6. Назови нарисованные предметы правильно.

7. Определи, шипящий или свистящий звук ты слышишь, когда произносишь слово.

8. Составь рассказ-описание ванной комнаты.

Игра 4. «Фотография»

ЦЕЛИ

• автоматизировать шипящие звуки в речи;

• развивать зрительное восприятие методом «фотографии»;

• развивать мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Счетные палочки (не более 10 шт.); кукла Знайка; лист бумаги.

Инструкция для ребенка

1. Для этой игры нам нужны палочки. Сейчас мы бросим их на стол. У тебя мало времени, чтобы посмотреть на них. Досчитаем до трех, и я их накрою листом бумаги. Это условие игры. Ты должен сказать, сколько палочек на столе.

2. Вот как это получается у Знайки: «Когда бросают палочки на стол, а затем быстро накрывают, я не успеваю их сосчитать. Поэтому я как бы пытаюсь их сфотографировать. Я бросаю взгляд на стол и закрываю глаза… Через некоторое время появляется снимок перед глазами. На этом снимке я вижу палочки и считаю их».

3. Твои возможные ответы:

– «фотографию» не видишь, гадаешь, сколько было палочек;

– возникает «фотография», по которой ты можешь сосчитать, сколько было палочек на столе;

– сразу появляется ответ – число палочек.

4. Если не получилось – не огорчайся. Здесь нужна тренировка. Возможно, тебе помешало слишком сильное желание быстро увидеть ответ.

5. Как ты оценишь свою работу? Почему?

Игра 5. «Хорошее настроение»

ЦЕЛИ

• обучать умению составлять рассказ;

• совершенствовать звукопроизношение;

• обогащать словарный запас;

• развивать память и воображение.

ОБОРУДОВАНИЕ

Полоска бумаги, разделенная на девять клеточек; девять значков-символов (круг, квадрат, звезда, нотка, змейка, молния, снежинка, капля и т.д.) на карточках.

Инструкция для ребенка

Перед тобой девять значков. Ты уже знаешь, что при «оживлении» значки могут превращаться в яркие картинки. Они могут быть твоими воспоминаниями, приятными или не очень, веселыми или грустными.

Картинок может быть много на один значок, потому что в нашей памяти отложилось очень много всего.

Разложи в клеточках значки в таком порядке: от самого неприятного до самого приятного. И плохое настроение сразу улетучится, а останется только хорошее.
Игра может использоваться в конце занятия как психогимнастика.

Приведенная методика развития зрительной памяти, адаптированная к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями второго уровня, помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии.

Для развития активной и пассивной памяти детей с ОНР мы разработали специальные логопедические занятия на основе разработок Л.М. Житниковой [13] и Т.П. Зинченко [14]. Предложенная нами структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии.

Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий на примере конкретного занятия.

Логопедическое занятие с детьми.

Тема: «Почитаем, поиграем»

Цели:

· Активизация активной и пассивной памяти, совершенствование поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.

· Расширение объема словаря через развитие ассоциативного и логического мышления.

· Развитие речевой активности детей.

· Воспитание интереса к наблюдению за словом.

Оборудование: Макет книги, книжки – малышки, свиток, карандаши, мел.

Словарь: книга, буриме, рифма, свиток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Оргмомент, или начало занятия, должно быть непродолжительным и занимать не более 2–3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесет. Слова: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли», – придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога.

После приветствия можно предложить детям отгадать загадки:

1. «Неживой живого учит» (Это – книга)

2. «Эта слоеная лепешка и глупым даст ума немножко» (Это – книга)

3. «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (Это – книга)

II. Введение в тему

– Книги появились давно. Их писали на бересте. Береста – это кора деревьев. Скручивали ее в форме трубочки – свитка. Слово «книга» в переводе и есть свиток (показывается свиток). А сейчас книги бумажные. Вы любите рассматривать книги? А слушать, когда читают родители? Сегодня мы встретимся с новой книгой (вносится большой макет книги).

– Эта книга бумажная, самая обыкновенная. А из нее сказки бегут, загадки… В ней много всего прячется. Посмотрим!