Смекни!
smekni.com

Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка (стр. 4 из 6)

Что касается социальной зрелости, появления социальной активности мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания – гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как не повзрослевшие дети. Они непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции.

Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствии отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функцию нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание, быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А, воспитывая, в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства отучается от самостоятельности и инициативы, боится без мамы сделать лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья /2/.

2.2 Тест на исследование тревожности

В данной работе я использовала методику диагностики самооценки разработанную Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптированную Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Исследование, в котором принимало участие 10 детей, проходило в детском социальном приюте для несовершеннолетних г. Комсомольска-на-Амуре, краткий портрет семьи и результаты исследования которых приведены ниже. (Фамилии изменены)

Результаты диагностического исследования:

Бекетова Ирина, 13 лет. Мать после развода воспитывает дочь одна, хотя Ирина общается с отцом и с его новой семьей. Результаты исследования показали, что личностная тревожность находится на низком уровне (1,7), примерно на таком же уровне находится ситуационная тревожность (1, 8).

Егоров Даниил, 16 лет, отец умер. Даниил очень переживает смерть отца и обижен на мать, она стала выпивать. У него при среднем личностном показатели тревожности (2,6), очень высокий показатель ситуационной тревожности (4,0).

Клименко Марк 12 лет, мать воспитывает одна сына, ребенка родила в первом браке, второй раз была замужем 4 года, у отчима не сложились отношения с Марком. Мальчик психологически очень зависим от матери, замкнут, инфантилен. Результаты исследования: личностная тревожность – высокая (3,3), ситуационная – очень высокая (3,9).

Сухих Женя, 9 лет. После смерти матери сына воспитывает отец, в воспитании помогает бабушка, в связи с переменой места жительства временно находится в приюте. У него наблюдается средний показатель личностной тревожности (2,0), но при этом ситуационная тревожность на низком уровне (1,7).

Ермишкин Влад, 12 лет. Мать и сын после развода ушли к родителям матери. Мальчик по результатам исследования имеет личностную низкую тревожность (1,8) и высокую ситуационную тревожность (3,3).

Крушева Лада, 14 лет. Семья находится в разводе около года, отец уехал в другой город, отношения с дочерью не поддерживает. Девочка после развода родителей очень изменилась, стала агрессивна, плохо учится, во всем обвиняет мать. Результаты исследования показали, что при среднем показателе личностной тревожности (2,8), ситуационная тревожность находится на очень высоком уровне (3,8).

Корнев Саша, 14 лет. Мать воспитывает сына, которого родила вне брака. Полгода назад вышла замуж, но новый муж участия в воспитании Саши не принимает. У него наблюдается высокий личностный уровень тревожности (3,4) и такой же высокий показатель ситуационной тревожности (3,2).

Утинова Наташа и брат близнец Егор 11 лет. Мать после развода поддерживает отношения с бывшим мужем и его новой семьей. По результатам исследования у девочки наблюдается средняя личностная тревожность (2,2) и ситуационная имеет почти такой же уровень развития (2,7). У брата при таком же среднем показателе личностной тревожности (2,4) ситуационный уровень имеет высокий показатель (3,6).

Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: трудности, которые существуют в неполных семьях так или иначе, влияют на психологическое состояние детей, воспитывающихся в этих семьях. Результаты тестирования показали, что из 10 опрошенных подростков 3 имеют высокий уровень ситуационной тревожности, а 4 – очень высокий. При этом уровень личностной тревожности, который заложен в человеке от природы, может находиться на любом уровне.

Таким образом, исходя из результатов исследования, можно с уверенностью говорить о том, что дети, которые воспитываются в неполных семьях, имеют устойчивое состояние тревожности. Это состояние можно оценить как преодоление экстремальных трудностей, случившихся в их жизни. Все это негативно влияет на их взаимоотношения с родителями, окружающими людьми, возникает страх перед различными трудностями, неуверенность в себе. Детям очень сложно самим преодолеть существующие у них психологические трудности, в этом им должны помочь в первую очередь их родители. Но если родители сами не в состоянии разрешить эту ситуацию, то требуется помощь квалифицированных специалистов.

2.3 Танцевально-двигательная терапия

Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.

Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудной управляемостью подростков. Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультационной и других видах психологической помощи. Очень важно выяснить те психологические и личностные особенности, которые наиболее часто встречаются у подростков из неполных семей. Информация такого плана поможет родителям понять, что происходит с их детьми не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной семье, и как это отразилось на общем характере их психического развития и личностного формирования.

Деятельность психологической службы в рамках учреждения Социальный приют для несовершеннолетних детей и подростков г. Комсомольска-на-Амуре направлена на компенсацию психического развития ребёнка после полученных эмоциональных травм, его адаптацию к учреждению, восстановление личностной целостности, решение проблем детей, оказание помощи и поддержки, проведение психокоррекционных программ работы с детьми, имеющими внутрисемейные проблемы, а также проведение активных методов работы с детьми - сиротами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.