Смекни!
smekni.com

Общественная психология и идеология (стр. 3 из 4)

Яркими примерами таких утопических, но вечных, идеологий являются христианская, православная и мусульманская религии.

Как только идеология публично заявлена и начала проникать в массы, она начинает работать, то есть ускорять развитие тенденции общественной психологии, которой обязана своим рождением. Идеология является своеобразным катализатором общественных процессов.

Если же говорить точнее, идеология предсказывает и предвосхищает будущее на основе познанных закономерностей природы и общества, которые являются её истинной, неопровержимой частью, в направлении соответствующей тенденции общественной психологии, являющейся её целеполагающей частью, реальным ориентиром, и оказывает обратное воздействие на общественную психологию, духовно подпитывая свою идеальную причину, и как можно дольше продлевая ей жизнь.

В этом – сила идеологий.

Если в обществе имеются противоречивые тенденции общественной психологии, то соответствующие им идеологии также будут противоречивы, и между ними будет происходить борьба в интеллектуальной и моральной областях, которая может, однако, перерастать в политическую борьбу и в прямое насилие над людьми: всё зависит от остроты исходных противоречий. Предсказать исход этой борьбы, вообще говоря, невозможно: он будет, в конечном счёте, определяться результатом столкновения социальных сил, заинтересованных в победе той или иной идеологии.

Победившую идеологию можно также с полным основанием назвать истинной. Она, обычно, господствует и доминирует в обществе.

Главные причины тенденций общественной психологии, в отличие от причин идеологий, являются не идеальными, а материальными, и лежат в общественном бытие, поэтому идеологии не могут длительное время, сами по себе, быть питательной средой для этих тенденций, и не могут продлять им жизнь до бесконечности.

Может наступить момент, когда некоторая существенная тенденция общественной психологии, под влиянием своих главных, материальных, причин, начнёт затухать, или, образно выражаясь, умирать. Тогда соответствующая ей идеология сразу вступает в противоречие с естественным направлением развития указанной тенденции, и становится не ускорителем, а тормозом общественного прогресса в духовной сфере, поскольку реальное направление общественного прогресса в этой сфере определяется, вообще говоря, не идеологией, а прогрессивными, новыми тенденциями общественной психологии.

Но, если говорить строго, развитие тенденций общественной психологии нельзя оторвать от обратного воздействия идеологий, поэтому явное несоответствие некоторой идеологии реальной жизни становится заметным только в самом конце жизни соответствующей тенденции общественной психологии.

После того как некоторая существенная тенденция общественной психологии умирает, умирает и становится анахронизмом соответствующая ей идеология: она продолжает жить лишь на бумаге и в речах её апологетов, а в сердцах и умах большинства людей отклика не находит и, поэтому, перестаёт быть побудительным мотивом их действий. В этом случае можно сказать, что идеология себя исчерпала. Именно исчерпала, а не устарела: идеология умирает, не старея, так как её истинная часть – познанные закономерности природы и общества – живёт вечно.

Следует отметить ещё один важный момент. Выше было сказано, что общественная психология имеет своей главной причиной общественное бытие, и это действительно так. Однако искать, в свою очередь, причины идеологий в общественном бытие было бы неправильно, так как в готовом виде они там не содержатся.

Дело в том, что любая идеология не может быть всеохватывающей и глобальной, то есть увязанной со всеми существенными тенденциями общественной психологии. Напротив, она всегда ограничена, то есть отражает только одну, или некоторые из них

В свою очередь, любая тенденция общественной психологии возникает не только как результат непосредственного отражения общественного бытия данной эпохи в сознании некоторых людей, но и как результат отражения общественного сознания в сознании этих людей.

В силу этого необходимо и целесообразно любую тенденцию общественной психологии рассматривать как результат непосредственного воздействия на людей материальных (главных) причин из общественного бытия данной эпохи и идеальных причин, исходящих из сферы общественного сознания.

Первичное, непосредственное воздействие общественного бытия на общественную психологию может быть, в значительной степени, познано идеологом, и, в этом смысле, он может, в значительной степени, объяснить, почему возникла и сформировалась та или иная тенденция общественной психологии, но вторичное воздействие общественного бытия – через общественное сознание – на формирование этой тенденции познать и объяснить полностью нельзя: на низшей ступени общественного сознания возникает мощный, не предсказуемый идеальный фактор, который принимает активное участие в формировании тенденций общественной психологии и вносит неопределённость в процесс этого формирования, причём эта неопределённость является принципиально не устранимой.

Хорошо известно, что человек не машина, и его поведение не детерминировано строго общественным бытием, то есть зависимость общественной психологии от общественного бытия данной эпохи является не жёсткой.

Можно сказать, что одна и та же информация, идущая из материального мира, при прочих равных условиях, перерабатывается в сознании отдельных людей, вообще говоря, не адекватно и претерпевает в головах этих людей качественный скачок, величину которого предсказать нельзя.

Неоднозначное поведение человека можно объяснить наличием постоянного информационного «шума» (своеобразного невидимого и неслышимого идеального фона), исходящего из сферы общественного сознания.

Вторым, очень важным, обстоятельством, делающим невозможным отыскание, во всех случаях, причин идеологий в общественном бытие, является факт отсутствия жёсткой связи (когерентности) между общественным бытием и общественным сознанием данной эпохи, сдвиг их, так сказать, по фазе.

Это, в свою очередь, объясняется тем, что, хотя главное содержание общественного сознания данной эпохи и отражает соответствующее общественное бытие, оно, тем не менее, органически включает в себя память об общественном бытие прошлых эпох и, в этом смысле, является более широкой категорией, чем общественное бытие данной эпохи.

Общественную психологию, в плане принципа развития, можно, до определённой степени, рассматривать как первичную категорию и независимый фактор, по отношению к общественному бытию данной эпохи.

Поэтому невозможно искать, во всех случаях, причины идеологий непосредственно в общественном бытие: их следует искать, вообще говоря, в общественной психологии.

Выделяют прогрессивную, консервативную, реакционную, научную и ненаучную идеологии. Идеология не может абсолютно искажать действительность, однако некоторые реакционные движения выдают свои особенные интересы за всеобщие.

Научная идеология отличается истинностью, практичностью, отсутствием иллюзий. Научная идеология развивается и меняется, творчески осмысливая новые явления изменяющейся действительности.

3. Заключение

Итак, мы проанализировали такие явления, как общественная психология и идеология.

Подведем некоторые итоги.

В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически.

Если идеология есть система теоретически разработанных взглядов, и представлений и входит в сферу знания, то общественная психология охватывает по преимуществу эмоциональную и волевую сферы и представляет собой вид массового сознания, т. е. сознание всей массы представителей определенного класса или иной социальной общности.

Общественная психология и идеология различаются между собой и по выполняемым функциям. Общественная психология является той сферой сознания, функции которой проявляются при решении практических задач повседневной жизни. Она вплетена в практическую деятельность людей. Этим она отличается от идеологии, выступающей в форме теории, в форме знания. Функция общественной психологии, вплетенной в ткань практической деятельности людей, проявляется в объективизации сознания.

Это касается функций приспособления, коммуникации, регулирования отношений и других, присущих общественному сознанию в целом. Так, психология обеспечивает приспособление людей к существующим общественным отношениям; посредством своих образований, в особенности привычек, обычаев и традиций, регулирует отношения между людьми; в социальных нормах поведения объективирует жизненный опыт людей и передает новым поколениям.

Наиболее характерной функцией общественной психологии является стимулирование людей к деятельности, или эмоционально-волевая функция. Энгельс говорил, что у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывая его действия, неизбежно должны превратиться в побуждения его воли. Это же самое можно сказать и относительно любой общности людей; побудительные силы, вызывающие действия общности, выражаются в эмоционально-волевых состояниях массового сознания. Эмоционально-волевая функция подчеркивает специфику общественной психологин как сферы сознания, непосредственно направленной на практическую деятельность.

Идеология и общественная психология тесно связаны между собой и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Основу взаимодействия составляют социально-экономические отношения, порождающие идеологические и социально-психологические явления. Идеология и общественная психология составляют в совокупности классовое сознание и, являясь сторонами последнего, не могут не взаимодействовать, не оказывать друг на друга своего влияния.