Смекни!
smekni.com

Основы возникновения конфликта (стр. 5 из 6)

Из проведенного графического упорядочения всевозможных долевых соотношений двух дихотомических характеристик, которые составляют ортогональную систему представления результатов, следует важное заключение, что такая форма поведения как альтруизм и эгоизм выступают не в качестве дихотомических, а ортогональных характеристик, которые определяют поведение индивидуума. В таком представлении характеристики альтруистического и эгоистического поведения являются дихотомическими относительно самих себя, а не друг друга. В соответствии с данным представлением альтруист может быть либо как принимающий на себя все тяжести, защищая других, либо как отдающий все хорошее другим, лишая себя вознаграждения во имя благополучия их. Между полярно-противоположными формами альтруизма находятся нормальные формы - отдающие от себя лучшее и принимающие на себя тягости.

Аналогичные рассуждения встречаются относительно эгоистического поведения. Таким образом, в центре системы представления находятся индивиды, равнозначно обладающие частично всеми характеристиками. В зависимости от преобладания той или иной формы поведения будут существенно различаться индивидуальные представления о справедливости.

Альтруизм и эгоизм являются социальными формами поведения, но любое поведение мотивировано и имеет свои морфофункциональные механизмы обеспечения. В силу того, что альтруизм не в равной мере характерен всем индивидуумам, следовательно, существуют особые морфофункциональные характеристики, которые и определяют предрасположенность к нему только при их наличии. Аналогичное рассуждение относится к эгоизму. Эти две формы поведения, которые часто противопоставляются как взаимопротивоположные, являются порождением общественных отношений и выражением конкретных форм жизни людей. Будучи порождением коллективных форм отношений, они имеют биологическую основу и в коллективных отношениях являются внешним отображением внутренних свойств, определяющих предрасположенность к их развитию.

Сами понятия "альтруизм" и "эгоизм" являются обобщающими и в каждом конкретном случае необходимо говорить об уровне проявления данной формы поведения и ее значимости для каждого из них. Осуждение одной из форм поведения и превозношение другой носит принципиально ошибочный характер, если это осуществляется оторвано от конкретных условий их проявления. Любая из форм всегда содержит в себе различную долевую наполняемость противоречивого результата, т.е. одновременно несет положительную и отрицательную составляющие, отражая конфликтную природу любой дихотомической системы как основы самоорганизации.

Альтруизм, как одна из форм коллективных отношений, имеет важное биологическое значение для сохранения вида. Самопожертвование во имя сохранения остальных представляет собой минимизированный вариант потери общества в конкретной борьбе и поощряется им. Как осознанная форма поведения проявления альтруизма связано с глубоким пониманием коллективных отношений в качестве целостности системы более высокого уровня организации, чем индивидуальные. Важность сохранения целостного является доминирующим фактором в организации всего поведения такого индивидуума. Сохранение личной жизни вне той среды коллективных отношений, которая подвергается опасности, утрачивает смысл. Конкретная форма альтруистического поведения крайне многообразна и носит разноуровневый характер, но при формализации такого поведения, независимо от его сложности и содержания, можно выделить самопожертвование, заключающееся в том, что все лучшее индивид стремится сделать или отдать другим, а все трудности и тяжести принять на себя, освобождая от них других.

Только при наличии такой формы поведения возможно возникновение коллективных структур, причем более сложных, чем глубже понимание их превосходящего результата над индивидуальными формами поведения. В обществе альтруистическая форма поведения становится частью идеологии.

Как и любая форма поведения, альтруизм в себе несет свое отрицание. Будучи направленным на сохранение коллективных отношений и характеризуясь самопожертвованием, проявление альтруизма благоприятно влияет на паразитирование и развитие эгоизма, способствуя тем самым своему ограничению. В свою очередь эгоизм, лишенный благоприятной среды своего развития, вырождается ибо проявление эгоизма определяется стремлением существовать за счет окружающей среды при минимизированных затратах своих сил для достижения конечного результата. Таким образом, альтруизм по отношению к себе несет дихотомию, заключающуюся в проявлении принципа борьбы и единства противоречий. Способствуя и сохраняя коллективные формы отношений, альтруизм порождает индивидуализм, отрицая при этом коллективные формы. Одним из опосредованных результатов действий альтруизма есть эгоизм, направленный на сохранение среды своего существования.

Следовательно, альтруизм и эгоизм как формы социального поведения составляют некую ортогональную систему, в которой может быть отражена структура личности и динамика межличностных отношений. Эти отношения основаны на действии принципа "запрос-удовлетворение", что позволяет в их формальном описании использовать модель Вольтера "хищник-жертва". Данный результат основывается на представлении отношений "даю-получаю" как взаимно-противоположных (дихотомических) понятиях. Поскольку давать и получать можно как хорошее, так и плохое, то второй дихотомической парой является "все хорошее" и "все плохое".

Если теперь представить рассматриваемые процессы в несколько иной системе, не изменяя при этом набор характеристик, то отношения "альтруизм-эгоизм" приобретают иной характер. Из ортогональных взаимонезависимых отношений они переходят в дихотомические взаимопротивоположные, но при этом меняется и содержательная сторона данных понятий: каждое из них становится обобщающим своих составляющих компонентов поведения.

Поскольку понятие "даю" содержит "все хорошее" и "все плохое", то второй вариант можно представить следующим образом: "даю" и "получаю" переходят из дихотомической связи в ортогональную (см. рис. 6). В результате возникают противоречия в систематизации результатов. Конфликт, взглядов или подходов в оценке таких форм поведения можно рассматривать либо как альтруизм, либо как эгоизм. Такой характер противоречий при анализе теоретических представлений различных процессов встречается довольно часто. Накопление противоречий приводит к разногласиям и сталкиванию мнений, т.е. к конфликту. Такая конфликтная ситуация является причиной неправильного понимания сути самого процесса. Каждая из приведенных форм представления результата имеет полное основание и мнимое противоречие, заключающееся в том, что используемые понятия (категории) несут в себе дихотомическую структуру. Если в одном варианте представлений ей не придается, внимание, и она носит скрытый характер, то упорядочиваемые характеристики проявляют эти свойства. Одновременное отражение двух противоположностей, на основе которых строится ортогональная система отражения результатов, невозможно. Эта процедура протекает автоматически через один шаг преобразования и является одной из закономерностей динамики последовательных отображений. Если на одном уровне характеристики имеют ортогональное отношение, то порождение ими отображения переводит их в дихотомические и так далее (происходит поворот характеристики процесса на 900). Принцип дихотомической организации фактически является источником противоречий в развивающихся системах и процессах. Широко известный как принцип борьбы и единства противоречий, данный принцип определяет обязательное наличие конфликтной ситуации, разрешение которой может быть найдено в деструктивных изменениях в виде различной степени катастроф либо конструктивных в виде более сложных систем организации и отношений. Соотношение этих характеристик лежит в основе, определяющей направленность протекания процесса развития, и в ряде случаев трактуется как статистический принцип организации развивающихся систем. Распределение этих характеристик служит как бы паспортом контролируемого явления.

По результатам такого представления легко наблюдать и сопоставлять характеристики каждого индивида. В статистической оценке фигурирует сила проявления признака, которая характеризуется распределением весовой значимости или частотой проявления конкретного признака, диапазоном его вариации и местом нахождения математического ожидания. Введение количественных характеристик в оценке индивида позволяет более точно прогнозировать его поведение, решать вопросы профессиональной пригодности и вскрывать причины профессиональной деформации.

Отмеченный способ количественной оценки справедливых отношений касается непосредственных действий: "что я дал" ("сделал"), "что получил". Аналогичное представление можно установить в отношениях "беру сам" как активное действие, дают как пассивное действие - "получаю", а с другой стороны - "отдаю"; "даю" - добровольное активное действие - возврат. Следовательно, "получаю" можно представить из двух источников аналогично действию "отдаю". Графически такую характеристику установления справедливости отношений в системе "индивид-среда (группа)" можно отразить в трехмерном пространстве (см. рис. 7).