Смекни!
smekni.com

Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми (стр. 2 из 2)

Важность социально-психологического исследований правосознания связана с социальными процессами, происходящими сегодня в нашей стране. Современная Россия пытается создать правовое государство, граждане которого «живут по закону». Правовое государство невозможно построить «сверху», навязав его людям, поскольку оно может полноценно функционировать только тогда, когда большинство граждан обладает развитым правосознанием. Вопрос о том, насколько российские граждане желают участвовать в создании правового государства тесно связан с содержанием их правосознания. Создание правового государства невозможно без эффективной системы правовой ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. К сожалению исправительные учреждения не справляются с этой задачей, и на свободу выходят озлобленные люди, не желающие соблюдать закон. Особую категорию осужденных составляют женщины. Для данного контингента осужденных характерен низкий образовательный статус, и, как правило, проживание в неблагоприятных социально-экономических условиях. Целью нашего исследования явилось изучение представлений о правовой действительности у осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Исследование проводилось на базе ФГУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, в котором приняло участие 101 женщина в возрасте от 18 до 50 лет, осужденные за различные виды преступлений.

Для сбора данных использовались: интервью по изучению представлений о правовой действительности (Е.Л. Сучкова); оценочная шкала составленная на основе денных полученных интервью, содержащая 80 утверждений.

Анализ данных, полученных с помощью интервью показал, что более половины (65%) респондентов считает, что людям нет необходимости соблюдать законы во всех случаях жизни («законы не всегда в силе», «они не продуманы до конца», «власть нарушает, почему нам нельзя», «так складываются обстоятельства»); законы нужно корректировать для того, чтобы люди могли поступать так, как «требует жизнь» (97%). Почти половина (42%) опрошенных относятся к деятельности правоохранительных органов крайне негативно. Они считают их деятельность малоэффективной и зачастую не правомерной («не работают правоохранительные органы, прокуратура, суды»; «некомпетентность сотрудников»; «коррупция в рядах сотрудников и судей»; «деньги и власть, которые решают многое»; «был бы человек, а дело найдется». Меры наказания, выносимые судом, в большинстве случаев (72%) ими воспринимаются как несправедливые. Анализ ответов, полученных на вопрос «Считают ли люди, отбывающие наказание в виде лишения свободы, себя виновными в совершении тех преступлений, в которых их обвинили?», показал, что большинство опрошенных (56%) отмечает то, что не все осужденные считают себя виновными в тех преступлениях за которые отбывают наказание.

На основе данных интервью нами была составлена оценочная шкала в которой респонденту предлагалось оценить по 5-ти бальной шкале степень своего согласия с утверждениями, касающимися правовой действительности. Затем, нами рассчитывался коэффициент позитивных ответов с целью анализа структуры социальных представлений (Т.П. Емельянова). Вычисление коэффициента позитивных ответов позволило выявить ядро социальных представлений о правовой действительности осужденных женщин.

Подавляющее большинство осужденных женщин считают, что закон необходим для того, чтобы направлять людей, удерживать их в определенных рамках и чтобы не было всеобщего хаоса. Указанный элемент ядра социального представления свидетельствует о том, что большая часть респондентов находятся на первом, доконвенциональном уровне развития правового сознания. По мнению осужденных женщин, законы могут быть изменены в ситуации, когда закон устарел и не работает, когда один закон противоречит другому, и можно нарушить закон тогда, когда он «бездействует». В ядро социальных представлений о правовой действительности вошли утверждения о том, что большинство людей соблюдает законы в ситуации конфликта своих интересов и требований закона из-за страха наказания, и люди выбирают противоправное поведение потому, что общество несправедливо, а люди хотят жить лучше и государство вынуждает их к нарушению закона. Осужденные женщины считают, что человек может нарушить закон и быть правым, когда «закон противоречит здравому смыслу» и когда «закон бездействует». Для предотвращения роста преступности, по мнению респондентов, государство должно совершенствовать работу МВД и создавать реабилитационные центры для бывших осужденных.

Суггестивные методы в психологической помощи

В настоящее время, как в психологической науке, так и практике наблюдается растущий интерес к изучение и применению суггестии. Понятие суггестивного воздействия, несмотря на специфичность своего названия, встречается в повседневной жизни любого человека. Рассуждая о суггестии, люди часто имеют в виду нечто почти сверхъестественное. При этом влияние одного человека на другого в Средние века объяснялось истечением определенной силы в виде так называемого флюида с концов пальцев или из глаз гипнотизирующего во время сеансов гипноза. И поныне этот взгляд особенно охотно поддерживается так называемыми магнетизерами, пользующимися явлениями гипноза в своекорыстных целях эксплуатирования доверенных лиц, что активно критикуется психологической наукой.

Следует отметить, что, к сожалению, в обыденном языке термин «внушение» приобрёл прочный негативный смысл, ассоциирующийся с манипуляцией, недозволенным вмешательством в сознание человека. Однако, зачастую люди забывают о положительных и конструктивных эффектах таких воздействий. Изучение подходов, позитивно рассматривающих природу состояний изменённого сознания, в которые неизменно погружается человек при суггестивных вмешательствах, а также методов и техник подобного воздействия представляется чрезвычайно актуальным для развития современной практики психологической помощи.

Сейчас востребованность увеличивается суггестивных методов, поскольку в научной среде происходит переосмысление подходов, методов и сферы применений такого рода воздействий. Есть и еще одна важная предпосылка, обуславливающая социальный запрос на разработку и внедрения суггестивных методов. Речь идет о повышении экстремальности в мире. Современный человек все чаще сталкивается с чрезвычайными, трудными, экстремальными ситуациями, характеризующиеся, на первый взгляд, своей непредсказуемостью, деструктивными аспектами и тотальной нехваткой времени для психотерапевтических действий, в действительности вполне приемлют суггестивные вмешательства.

Мы придерживаемся позиции, что гипноз и суггестивные методы – это техники вполне ощутимого и результативного психологического воздействия. Опираясь на работы М. Эриксона, Д. Гриндера, Р. Бендлера, Ч. Тарта, Б. Д. Карвасарского и др., охарактеризуем методы психологического воздействия через достижение состояний изменённого сознания. В современной психотерапевтической практике широко представлены такие методы, как аутосуггестивные воздействия и аутогенные реагирования, гипнотические и наркопсихотерапевтические влияния, методики «маски» и плацебо. В нейро-лингвистическом программировании широко используются элементы суггестивного воздействия на неосознаваемую сферу человека. Так, например, установление «якоря» дает возможность перепрограммирования поведения. Благодаря подобному перепрограммированию, у человека появляется ряд возможностей, из которых он делает наилучший выбор.

Несомненно, психологическое воздействие должно носить характер высококвалифицированной помощи. Именно поэтому нужно стремиться к освоению как можно большего количества методик и расширению опыта общения с людьми, что в свою очередь создаёт незаменимый жизненный опыт человека.

Заключение

Таким образом, для большинства осужденных женщин, принявших участие в исследовании, характерен доконвенциональный уровень развития правового сознания, враждебное отношение к правоохранительным институтам и учреждениям, что существенно затрудняет деятельность по правовой ресоциализации указанной категории лиц. Раннее выявление психологических и физиологических особенностей ребенка способствует коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности, в связи, с чем возрастает роль психолого-педагогической диагностики и оптимизации межличностных отношений. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности, определить наклонности и тенденции в поведении и вовремя составить ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Список литературы

1. Клейберг, Ю.А. Девиантология / Ю.А. Клейберг – СПб.: Речь, 2007.

2. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг – М.: Сфера, 2008.

3. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломенский – Минск: ТетраСистемс, 2006.

4. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации Российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

5. Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса. - М.: Каас. 2009.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб.: Питер, 2008.

7. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформации личности. - М.: ПАРФ, 2008.

8. Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология. Т.2. – М.: ПАРФ, 2006.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 2007.

10. Руководство по психотерапии//Под ред. Рожновой. – М., 2009.

11. Эриксон М. Мой голос останется с вами. - СПб, 2005.

12. Ялом И. Групповая психотерапия. – СПб.: Апрель-Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005.