Смекни!
smekni.com

Особенности иерархии семейных ценностей (стр. 4 из 6)

С возрастом для мужчин становится более важным факт общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения со своей избранницей. Результаты испытуемых женского пола прямо противоположны: с возрастом для женщин становится менее важным факт общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения со своим избранником.

У мужчин всех возрастов наблюдается тенденция к перекладыванию бытовых вопросов на партнершу, они склонны предъявлять к партнерше более высокие требования в организации быта, и придают большое значение хозяйственно-бытовым умениям и навыкам партнерши, таким как готовка, уборка и т.д., сами же мужчины не желают принимать активного участия в ведении домашнего хозяйства. Результаты испытуемых женского пола рисуют иную картину: в подростковом и юношеском возрастах девочки склонны брать на себя все бытовые вопросы и предъявляют минимум требований к своим избранникам, при этом не предают большого значения хозяйственно-бытовым умениям и навыкам партнера. В более взрослом же возрасте женщины считают, что хозяйственно-бытовыми вопросами должны заниматься оба партнера наравне.

У мужчин всех возрастов наблюдается тенденция к перекладыванию родительских функций на женщину, и чем мужчина становится старше, тем у него больше тенденция к избеганию родительских функций. Результаты испытуемых женского пола отражают аналогичную картину: у женщин всех возрастов наблюдается тенденция к перекладыванию родительских функций на своего партнера. В отличие от мужчин, у женщин не наблюдается спадов и подъемов в ценности родительских обязанностей.

Испытуемые мужского пола подростки и юноши не придают большого значения профессиональным интересам своей партнерши, они считают, что женщина не должна вести активную общественную жизнь. В зрелом возрасте мужчины наоборот считают, что их партнерша должна иметь серьезные профессиональные интересы и играть активную общественную роль, им становится важно, как оценивают на работе профессиональные качества их избранниц. Результаты испытуемых девушек имеют полную согласованность с результатами испытуемых юношей. Испытуемые подросткового и юношеского возраста считают, что мужчина должен иметь более серьезные профессиональные интересы, чем женщина, а также должен принимать активную общественную роль. Испытуемые женщины зрелого возраста, наоборот, в меньшей степени обращают внимание на профессиональные качества своего партнера.

Мужчины всех возрастов единогласно считают, что женщина должна брать на себя роль эмоционального лидера, это значит, по мнению мужчин, что женщина должна оказывать им моральную и эмоциональную поддержку в нужных ситуациях. Женщины готовы брать на себя часть вопросов, связанных с эмоциональной и моральной поддержкой, но в своем партнере они видит не только человека, который бы их обеспечивал, но и того, кто помогал бы физически.

Испытуемых мужского пола с возрастом все меньше и меньше начинают обращать внимание на свой внешний облик, не пытаются соответствовать стандартам современной моды. Зато, чем старше мужчина, тем большее значение он начинает обращать на внешние данные женщин, на их умение ухожено и красиво выглядеть, и соответствовать моде. Результаты испытуемых женского пола несколько иные: в подростковом возрасте девочки уделяют большее внимание собственной привлекательности, нежели привлекательности мальчиков; в юношеском возрасте требования к внешности юношей и к собственной у девушек становятся равны, а в зрелом возрасте женщины начинают уделять большее внимание внешности своего партнера[17].

Можно констатировать, что семейные ценности людей разного возраста и пола отражают специфику развития в данном возрастном периоде, однако, тем не менее, по ряду шкал они диаметрально противоречат друг другу. Очевидно, подобное несоответствие и провоцирует высокую статистику разводов сейчас, когда распад семьи перестал быть из ряда вон выходящим явлением.

Разумеется, одной из причин существенных различий в иерархии семейных ценностей, стала трансформация патриархальной семьи, продолжающейся до сих пор. И.С. Голод отмечает, что зачастую в семье мужчина придерживается патриархальной системы ценностей, тогда как женщина ее не приемлет или отказывается от нее в процессе личностного формирования.

Причины этого явления кроются в процессе эволюции семьи и семейных ценностей, который будет рассмотрен ниже.

2. Трансформация иерархии семейных ценностей в эволюции семейно-брачного института

Существует значительное количество видов брачных отношений, и соответственно, ряд семейных типов, однако рассмотреть все их в настоящей работе не представляется возможным. Но для актуальных современных исследований наибольшее значение имеют патриархальная семья и современная семья, которую ряд исследователей называют трансформированной. Именно в рамках трансформации патриархальной семьи в современную, произошли наиболее яркие изменения в системе семейных ценностей.

По мнению российских социологов (С.И. Голода, А.А. Авдеева и др.), в настоящее в Росси функционирует параллельно несколько различных типов семейных отношений: патриархальный, или традиционный; детоцентристский, или современный; супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня – это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей[18].

В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Согласно уложению 1649 года, сын, в равной мере и дочь, независимо от возраста, подвергались наказанию кнутом, если они грубо разговаривали с родителями, тем более при попытке предъявить им иск. Вообще забота о своих детях не была в обычаях крестьянской семьи, у них, по мнению русских этнографов, отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. «Отцы обязанность воспитания детей слагают исключительно на матерей, а себя перед детьми держат строго. Детей воспитывают нерадиво, неправильно, невежественно и грубо. Ухода большого за ними нет. Детей очень рано, с восьми лет заставляют работать»[19].

В то же время, наряду с безответственностью родителей перед детьми, существовала гиперответственность детей перед родителями. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: «Чти отца своего и матерь свою».

В связи с этим, можно судить о принудительном коллективизме и централизме у приверженцев данного типа семьи. Общие интересы семьи, как их понимает «большак», не просто главенствуют, они являются некой абсолютной ценностью, при этом индивидуальные интересы отдельных членов семьи в расчет не принимаются. Это наглядно можно проследить на примере заключения брака. Молодые люди вступали в брак не по любви, а по родительской воле, которая в данном случае отражала не прихоть стариков, а интересы семьи в целом, ибо брак рассматривался как нечто, подобное имущественной сделки. В дальнейшем, в семье происходит жесткое закрепление ролей, где главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятия основных решений.

Не стоит думать, что изживание экономических и нравственных приоритетов главы семейства происходит повсюду в одинаковом ритме. Обратимся к статистике – узбекский этнограф С.М. Мирхасимов констатирует тот факт, что и сейчас муж считается главой семьи и его слово во многих случаях является решающим: так, 43,3% опрошенных ответили, что важнейшие вопросы в семье решает муж[20].

Можно выделить пять основных ценностей патриархальной семьи:

· семейная экономика – «семья» и «экономика» являются неразделимыми понятиями, причем, производственные отношения существуют в форме семейных демографических отношений. Социальные роли мужчин и женщин в этом случае строго дифференцированы;

· власть родственных связей, то есть в качестве доминанты общественной жизни выступает власть родства;

· нераздельная связь с землей, которая проявляется в том, что большинство русских семей конца XIX начала ХХ веков были крестьянскими, чья жизнь, как и жизнь дворянских семьей, неразрывно связывалась с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи;

· многодетность – последствие принятие социокультурных норм ранней брачности и высокой рождаемости, в связи с высокой смертностью населения;

· приоритет старших поколений, – другими словами, мощная власть межпоколенных связей. Возраст – основной агент социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивают и увеличивают свой статус и власть[21].

Детоцентристская семья – вариант патриархальной семьи, где главной семейной ценностью выступает рождение и воспитание ребенка. Этот вариант был подробно рассмотрен И.С. Голодом, и мы не будем на нем останавливаться вследствие ярко выраженной иерархической соподчиненности все семейных функций прокреативной.

Изменение экономических отношений и эгалитарные тенденции в обществе породили два течения, радикально трансформирующих патриархальную систему ценностей.

Первое – это освобождение детей от родителей. Действительно, в части семей (относительно небольшой) происходят радикальные изменения в межпоколенных отношениях: уменьшается доля формальных контактов и, напротив, возрастают эмоционально насыщенные отношения, сопровождаемые автономией детей от родителей. Последние дают возможность детям проявить самостоятельность и познакомиться с обширным кругом явлений. Поэтому социологи сегодня связывают эффективность социализации с сохранением и развитием на всех возрастных стадиях, с одной стороны, межпоколенной интимности, а с другой – определенной нравственно-психологической дистанции между ними.