Смекни!
smekni.com

Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе (стр. 6 из 10)

Таковы причины вхождения подростков и юношей в неформальные объединения. А вот что сообщают по этому поводу сами участники «дворовых тусовок», т.е. групп по месту жительства. Данные получены Санкт-Петербургскими социологами, обследовавшими более 40 таких групп.

Юноши составили 70% участников этих неформальных объединений, а девушки – 30%. В абсолютном большинстве эти группы состоят их несовершеннолетних. Интересующее нас сообщение сделал социолог Н. Кофырин. Приводим его слова: «Среди наиболее важных причин, побудивших молодых людей «уйти в неформалы», - потребность в друзьях, в чем-то необычном, а также конфликты в школе, дома, недоверие взрослым, протест против формализма и вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что не «знал, как жить дальше». Как видно, мнения ученых и ребят во многом совпадают, но кое в чем и разнятся.

Надо сказать, что достаточно глубокие научные исследования неформального молодежного движения в нашей стране только начинаются, а жизнь изменяется круто, быстро и неожиданно, порождая трудно прогнозируемые изменения в самих подростках.

Такие изменения как раз таки и происходят в молодежных группировках. Источником их возникновения является сознание подростков, в определенной подростковой субкультуре, которое закладывает предпосылки вхождения в различные «зоны риска». Например, в преступную зону.

1.4. Характер преступлений среди несовершеннолетних. Не соотнесение подростками групповой и индивидуальной ответственности за свои поступки.

С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности в России. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. Так, в период с 1988 по 1992 год она увеличилась в 1,5 раза. По оперативным данным МВД РФ на 1997 год было выявлено общее число лиц совершивших преступления 1372161. Анализ возрастного состава показывает, что на время совершения преступления лиц в возрасте 14-15 лет было 45916 человек; в возрасте 16-17 лет – 116062; в возрасте 18-24 года – 349421; 25-29 лет – 214887; 30-49 лет – 567493. Численность выявленных лиц в разных возрастных группах, совершивших преступления в 1997 году представлена на рисунке 1.

При анализе данных, представленных на рисунке 1, необходимо учесть. Что возрастные группы указаны в рамках разных временных интервалов. Если подростки представлены в группах с разбиением по два года (14-15 лет, 16-17 лет), то более старшие группы объединены в более крупные интервалы (7,5,20 и более лет). Подобное уточнение необходимо при оценке масштабов преступности среди несовершеннолетних. В целом, среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8%. Причем важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений «особо тяжкие» и «тяжкие» составляют наиболее высокую долю именно в «молодей» коюрте, по сравнению с другими возрастными группами. Распределение доли «тяжких» и «особо тяжких» преступлений среди выявленных лиц по возрастным коюртам представлено на рисунке 2.

Эти данные недвусмысленно свидетельствуют о том, что возрастные группы 14-15 и 16-17 лет являются наиболее опасными по тяжести совершаемых ими преступлений. В этой связи следует отметить, что среди всех выявленных лиц, совершивших изнасилования в 1997 году доля 14-17- летних составляет 16,5%. Иными словами каждый 6-ой совершивший изнасилование не достиг 18-летнего возраста. К этому следует добавить, что среди лиц, привлеченных за покушение на изнасилование доля лиц этого возраста составляет 12,1% (каждый 9-ый из совершивших попытку изнасилования). Оценивая характер этого типа преступлений, важно иметь ввиду крайне высокую долю групповых изнасилований совершенных несовершеннолетними ( 426 из общего числа 3186). Если же иметь в ввиду и групповые изнасилования с участием несовершеннолетних, то их было зарегистрировано более тысячи.

Таким образом, из расследованных групповых изнасилований за 1997 год каждое третье (36,1%) совершено либо группой несовершеннолетних, либо при их соучастии. Этот момент достаточно принципиален, поскольку характеризует специфику подросткового возраста, когда подросток идет на преступление под влиянием группы, надеясь на групповую, а не индивидуальную ответственность.

В данном случае важно иметь в виду те социально-психологические механизмы организации, которые обуславливают девиантное поведение подростков.

Среди подростков-правонарушителей высока доля имеющих венерические заболевания. Об этом, в частности, могут свидетельствовать косвенные данные о несовершеннолетних. Находящиеся в центрах временной изоляции для правонарушителей (данные МВД).

Итак, например, из всех переданных учреждениями здравоохранения несовершеннолетних каждый шестой, совершивший самовольный уход, имел венерическое заболевание. О характере криминальной ситуации среди несовершеннолетних говорят и данных Министерства внутренних дел РФ, фиксирующие результаты работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Так, в течение 1997 года было доставлено в ОВД за совершение правонарушений 1163192 несовершеннолетних. Их них почти одна треть до 13-ти лет (319332 ребенка). Важно обратить внимание на то, что из всех доставленных в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушений девушки составляют более трети (38,4%).

Подобная криминализация девочек-подростков достаточно существенно отличает ситуацию конца 90-х от периода 80-х годов. Реально на конец 1997 года состояло на учете в подразделениях ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних 432493 человека (из них 87,8% мужского пола). Среди состоявших на учете несовершеннолетних в возрасте до 13 лет (включительно) было 98299 человек (22,7%); в возрасте 14-15 лет – 139760 (32,3%); в возрасте 16-17 лет – 194434 человек(44,9%). Из общего числа состоявших на учете половина (213362) – учащиеся общеобразовательных школ.

Среди несовершеннолетних правонарушителей поставлены на учет в связи с распитием спиртных напитков или появлением в общественных местах в пьяном виде 72908 человек или 16,9% от состоявших на учете. Однако, это не вполне отражает масштабы реальной ситуации, поскольку ОВД в 1997 году на несовершеннолетних было составлено протоколов 315059 за появление в общественных местах в пьяном виде и за распитие спиртных напитков.

Наряду с фактами, фиксирующими распространение употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних, следует обратить внимание на усиливающиеся тенденции употребления наркотических средств было доставлено в ОВД 21603 несовершеннолетних и поставлено на учет в 1997 году 14625 человек. В учреждения Минздрава (наркологические клиники и диспансеры) в 1997 году было поставлено на учет в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ 11782 несовершеннолетних. Из них с впервые установленным диагнозом – 7164 человека. Важно иметь в виду, что крайне высокий процент среди несовершеннолетних наркоманов составляют использующие сильнодействующие и одурманивающие вещества.

Так, из общей численности лиц, поставленных на учет в учреждения Минздрава среди потребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества – 51,4% являются несовершеннолетними (абсолютное число несовершеннолетних – 5108 человек).

В целом, из состоящих на учете несовершеннолетних в учреждениях Минздрава на конец 1997 года находилось с диагнозом «наркомания» 8379 несовершеннолетних и с диагнозом «токсикомания» - 7066 несовершеннолетних.

Следует подчеркнуть. Что из всех лиц, находившихся в 1997 году на учете в учреждениях Минздрава с диагнозом «токсикомания» подростки составляют половину (49,1%). Помимо этого в учреждениях Минздрава находится значительная часть несовершеннолетних преступников проходящих принудительное лечение по постановлению суда в связи с употреблением наркотиков – 1395 человек.

Фиксация данных наркологами среди подростков имеет прямое отношение к проблеме венерических заболеваний и, в первую очередь, к заболеваниям СПИДом. Дело в том, что по оценкам экспертов первый этап эпидемии СПИДа связан с заболеваниями, полученными в результате пользования наркотическими средствами на кровяной основе и многоразового использования шприцев.

После этого первого этапа, когда накапливается «критическая масса» ВИЧ инфицированных, наблюдается взрывной процесс в распространении ВИЧ-инфекции половым путем. Это типичная ситуация возникновения и распространения эпидемии СПИДа для разных стран. Поэтому, учитывая характер наркомании среди молодежи, экспертами даются весьма неутешительные прогнозы относительно массового распространения СПИДа в ближайшие годы в России.

Оценка криминализации подростковой среды участниками образовательного процесса.

Наряду с анализом статистических данных имеет смысл остановиться на том, как оценивают характер криминализации подростковой среды основные участники образовательного процесса – учащиеся, учителя. Родители. К сожалению. Специально направленных периодических мониторинговых социологических опросов в этой сфере не проводится, поэтому сошлемся на данные исследования 1991-1992 годов ( Собкин В.С., Писарский П.С., 1992), где фиксировались мнения учащихся, учителей и родителей о распространенности негативных явлений в подростковой среде.

Как видно из таблицы 1, на начало 90-х годов сами школьники достаточно высоко оценивают распространенность в своей среде употребления алкоголя. Это отмечает каждый 10-й учащийся. Причем, с возрастом фиксация школьниками частого употребления алкоголя в своей среде существенно увеличивается. Это тенденция отражена на рисунке 3.

Как видно из рисунка, частое употребление алкоголя в среде своих сверстников отмечает каждый 5-й учащийся в возрасте 17-18 лет. Представленные в таблице 1 данные можно сопоставить с результатами опроса, проведенного в тот же период времени среди амстердамских учащихся, учителей и родителей ( Собкин В.С., Писарский П.С. 1994).

Сравнительные данные ответов московских и амстердамских школьников показаны на рисунке 4.