Смекни!
smekni.com

Парапсихология: сущность и значение (стр. 2 из 3)

Еще и теперь передача мыслей на расстояние некоторыми обскурантами считается чуть ли не колдовством. Мы можем привести примеры, когда эта уже установленная десятками профессоров область вызывает грубые насмешки и восклицания о получении вестей из голубого неба. Не говоря уже о примерах, запечатленных в литературе многих веков и народов, позволительно напомнить невеждам, что радиоволны, которые уже вошли в их каждодневный обиход, тоже получаются именно из голубого неба. Плачевно подумать о том, что люди не задумываются над многими очевидными явлениями и о космических основах или законах, лежащих за ними. Как попугаи, невежды не прочь иногда твердить трюизмы, сами не понимая их значения. Так кричащие о вестях из голубого неба не подозревают, что они говорят о том, что уже установлено научными исследованиями и запечатлено аппаратами.

Столько говорилось и писалось о тончайших энергиях, постепенно улавливаемых человечеством. Нелепые запреты, созданные косностью отрицателей, начинают спадать. Еще вчера мы читали об учреждении особого правительственного комитета для исследования индусской народной медицины. Заветы Аюр-Веды, столь еще недавно осмеянные, оживают под рукой просвещенных ученых. В Москве основывается Институт изучения тибетской медицины, западные ученые нашли чрезвычайно знаменательным указания среди древних китайских заветов, которые вполне отвечают новейшим европейским научным открытиям. И древняя знахарка, варившая зелье из жаб, нашла себе оправдание в современной науке, открывшей большое количество адреналина именно в этих амфибиях, кроме того, в них уже найдено новое вещество буффонин, очень близкое к дигиталису. Можно приводить множество примеров среди подобных новейших открытий. Ослиная шкура китайской медицины тоже была оправдана в отношении витаминоносности последними исследованиями д-ра Рида.

Другой ученый д-р Риил под древнейшими символами установил указания на железы, значение которых сейчас понято и так выдвигается наукою.

Таким образом, в разных областях науки древние знания выявляются под новым вполне современным аспектом. Если собрать эти параллели, то получится многотомное сочинение. Но завершительным куполом всех этих исканий будет та основная область, которая сейчас идет под наименованием парапсихологии, ибо в основе ее лежит все та же великая всеначальная или психическая энергия. Мечта о мысли уже оформилась в науку о мысли. Мысль человеческая, предвосхищающая все открытия, уже носится в пространстве и достигает человеческое сознание именно "из голубого неба". Мозговая деятельность человека приравнивается к электрическим феноменам. Еще недавно биолог Г. Ляховский утверждал, что все этические учения имеют определенно биологическую основу. И, таким порядком, труд Ляховского подтверждает опыты д-ра Аниты Мьюль с электрическим аппаратом, наглядно отмечающим значение качеств мысли. Даже миф о шапке-невидимке получает научное подтверждение в открытых лучах, делающих предметы невидимыми. Итак, повсюду вместо недавних отрицаний и глумлений возникает новое безграничное знание. Всем отрицателям можно лишь посоветовать: "знайте больше и не затыкайте ушей ваших ватою преступного невежества". Издревле было сказано, что невежество есть прародитель всех преступлений и бедствий.

Будет ли парапсихология, будет ли наука о мысли, будет ли психическая или всеначальная энергия открыта, но ясно одно, что эволюция повелительно устремляет человечество к нахождению тончайших энергий.

Непредубежденная наука устремляется в поисках за новыми энергиями в пространство, этот беспредельный источник всех сил и всего познания.

Наш век есть эпоха энергетического мировоззрения.

Так, устав Международной ассоциации научной психологии считает, что занятия парапсихологией не могут быть совмещены с пребыванием в системе научной психологии. Согласно этому же уставу, какие бы то ни были доклады, так или иначе освещающие проблематику парапсихологии, не могут быть включены в программу съездов научных психологов.

Такое отношение к тем, кто исповедует парапсихологию как некую противоположность принципам естественных наук, можно понять. Парапсихология, если ее рассматривать не как слово, обозначающее некоторую область фактов, а как теоретическую систему, представляющую собой антипод естествознания, имеет в своей основе по крайней мере два методологических философских положения, которые вступают с решительное противоречие с теми принципами, на основе которых привыкли мыслить современные естествоиспытатели.

Первое философское положение, лежащее в основе парапсихологии не как области фактов, а как концептуальной системы, противостоящей естество- знанию, связано с тем, что объект этой специфической концептуальной системы принципиально отличен от объектов других наук, например от объекта научной психологии.

Второй теоретической основой этой парапсихологии является положение о том, что механизмы необычных явлений, в эту область включаемых, не могут быть познаны и раскрыты с помощью тех объективных методов, которые обычно используются в традиционном естественнонаучном исследовании.

Эти два положения - принципиальное своеобразие объекта парапсихологии и его непознаваемость с помощью традиционных научных принципов - широко используются парапсихологами в том случае, когда осуществляются попытки теоретического анализа околонауки. Эти теоретические философские положения с особой отчетливостью обнаруживают себя в тех весьма частых утверждениях, когда парапсихологи говорят о невозможности познать естественнонаучные материальные основы некоторых странных явлений человеческой психики. Такие утверждения можно найти в публикациях парапсихологов.

Из этих утверждений следует, что в основе необычных явлении человеческой психики, таких, например, как телепатия, телекинез, разные формы целительства и т. д., лежит некая особая реальность, в принципе отличная от материи и тех информационных процессов, которые исследуются в системе современного естествознания. А раз так, то для изучения этой особой реальности обычные научные методы (эксперимент, наблюдение и т. д.) не подходят, да в них и нет необходимости. Именно поэтому здесь нужна особая концептуальная область (парапсихология), лежащая за пределами естествознания и являющаяся антиподом естественных наук.

Hужна ли парапсихология как особая концептуальная система? Hужно ли противопоставлять странные и необычные, но совершенно реальные факты и явления человеческой психики обычным объектам естествознания, тем процессам и явлениям, которые исследуются в системе научной психологии?

Hа эти вопросы возможен лишь один ответ - отрицательный. Какими бы ни казались странными и непонятными те или иные явления человеческой психики, все они имеют определенную материальную основу, которая не только может, но и должна быть раскрыта в ходе объективного естественнонаучного исследования. Hи сложность явления, ни глубокая зашифрованность его закономерностей и механизмов не может служить оправданием отказа от поиска этих закономерностей и механизмов, от включения той или иной области фактов в систему научного естествознания.

В современной парапсихологии существует огромное разнообразие теорий, объясняющих природу Psi-явлений. Несмотря на это, их можно упорядочить на основе определения их принадлежности к биофизической, квантовой или энерго-информационной концептуальным моделям Psi-явлений. Данная статья имеет цель проанализировать применимость теорий, созданных в рамках этих концептуальных моделей, к объяснению природы каких-либо психофизических явлений.

Энерго-информационная концептуальная модель предполагает, что некоторые перцептивные психофизические явления (ясновидение, прекогниция, психометрия, информационно-перцептивная биолокация и т.д.) могут быть объяснены существованием какого-то "единого информационного поля", представляющего собой специфичное информационное отображение прошлого и будущего нашего материального мира. Однако, до настоящего времени данная концепция существовала лишь в виде весьма туманных и ничего не объясняющих гипотез философского характера.

Биофизическая концептуальная модель предполагает, что часть Psi-явлений может быть объяснена существованием каких-либо излучений (в том числе, в виде каких-либо новых элементарных частиц) или полей, возникающих в мозге или других частях тела индуктора (что и придаёт данным излучениям и полям характер биофизических). Она может рассматриваться лишь в отношении биоэнергетических явлений, а также, гипотетически, в отношении телепатии и суггестии (мысленного внушения). Феноменология Psi-явлений показывает, что механизмы реализации других видов Psi-явлений более сложны и связаны с какими-то способами воздействия сознания индуктора на случайные события, а также с существованием какого-то гипотетического "информационного двойника" материальной Вселенной[1]. Конечно, в пределах данной концептуальной модели существуют весьма фантастичные и неконкретизированные варианты теорий пространственно-временных явлений, которые считают применимыми к объяснению ясновидения, психометрии и некоторых других психофизических явлений, но их несостоятельность достаточно очевидна, чтобы исключить их из рассмотрения[2].