Смекни!
smekni.com

Педогогика и психология (стр. 12 из 18)

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической де­ятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерны фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутрен­няя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а~ переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, на­оборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сооб­щаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержа­ния, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотноше­ния между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступле­ния, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, уме­ние пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.


21. ПОНЯТИЕ О ЧУВСТВАХ И ЭМОЦИЯХ, ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п. (например, «прият­ный собеседник», «скучная книга»).

2. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отли­чающиеся новизной, необычностью или внезапностью).

Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособитель­ным поведением и еще чаще — с защитой и утверждением лич­ностной целостности. Страх также связан с выживанием и наря­ду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессив­ности и утверждению социального порядка.

Популярными являются классификация эмоций по отноше­нию к деятельности и соответственно их деление на стенические

(побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и асте­нические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребно­стей — биологические, социальные и идеальные эмоции; по ха­рактеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворе­ния потребности, — контактные и дистантные.

3. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память — вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на деятельность, последо­вательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправ­ленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологи­ческого аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсив­ности реагирования раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых-момен-тов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

5. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровож­дение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения — «у меня пре­красное настроение» (от музыки)). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (напри­мер, гипертимия — склонность к повышенному настрое­нию, дистимия — склонность к пониженному настроению). Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ста­вит психологию перед необходимостью их более четкой дифферен­циации. Существуют ли качественные различия эмоций и чувств? Согласно традиции отечественной психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкрет­ными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действитель­ности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т. д.

Итак, чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.


22. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением био­логических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с лично­стными, социально значимыми ценностями.

Праксические чувства - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель гово­рил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформиро­валась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к ре­зультатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчест­вом, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физи­ческое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нрав­ственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм пове­дения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а прак­тическая их реализация - нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

Чувство долга - это осознание и принятие человеком соци­альных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть - способность личности к нравственному самокон­тролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее зна­чимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.