Смекни!
smekni.com

Пенитенциарная психология (стр. 2 из 2)

Адаптация осужденного будет проходить успешнее, если воспитателям удастся снять его внутреннее сопротивлением новым требованиям и направить его активность на достижение социально значимых целей. Определённое значение имеет степень различия между новыми и старыми требованиями. Как правило, осужденные, направляемые для отбывания наказания в исправительном учреждении, быстрее адаптируются к условиям общего режима и значительно труднее – к условиям особого режима или тюрьмы. В колонии общего режима больше разрешается свиданий с родными, больше передач, чем на особом режиме. И внутренний распорядок со стороны администрации, там проще. В тюрьме заключенный находится в закрытой камере, раз в день часа на 2 выводят гулять и то по закрытой маленькой территории. В любой колонии легче, чем в тюрьме, в том плане, что хотя бы воздух свежий можно постоянно вдыхать, и хоть периодически за день меняется круг лиц.

3 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАДАПТАЦИЯ ОСВОБОЖДЁННОГО

Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособлении к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушения прежних социальных связей, отсутствие жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т.д. Всё это требует от освобождённого значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. В последнее время было выявлено, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно.

Необходима ещё их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Психотерапевтические беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психологическому складу. В таких группах легче возникают отношения взаимной откровенности, и роль воспитателя – подсказать на конкретных примерах верный выход из того или иного жизненного затруднения. С замкнутыми или легко ранимыми осужденными рекомендуется проводить преимущественно индивидуальные беседы.

Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 – х лет с момента освобождения. Причём чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения. Когда ещё толком не понимаешь, что вокруг происходит, т.к. сам момент освобождения происходит довольно резко, и иногда просто не успеваешь переключиться с одного на другое. Ведь свобода и заключение в исправительное учреждение, это как «чёрное и белое», совершенно две разные жизни. Ещё не отойдя оттого, что вокруг окружают люди, ранее совершившее преступное деяние, преступившие закон, кинувшие вызов судьбе таким образом.

Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае. Когда у вернувшегося из мест лишения свободы, восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности /обеспечены нормальные отношения в семье, жильё, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т.д./, а также порваны связи с преступной средой. Это зависит большего всего от родственников и близких, любящих людей, ради которых он держался, в местах лишении свободы, что бы вновь их увидеть.

Глава 22 УИК РФ делает акцент на помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними.


Заключение

Изучив подробнее пенитенциарную психологию, в данной контрольной работе, для меня было много нового. Это вид деятельности очень важен, тем более в нашей стране с таким высоким уровнем преступности. Быть таким специалистом очень тяжело, но, на сколько это полезно. На мой взгляд, в нашей стране очень плохо развита, можно сказать, совсем не развита, исправительная психология. В некоторых колониях /тюрьмах/ такого врача нет вообще. В некоторые он приезжает раз в месяц. Давайте рассудим так, в колонии 800 человек раз в месяц приезжает врач на один день. И так кто же к нему попадёт? К нему попадут авторитеты так называемые «смотрящие» и их близкие, пусть это будет человек 20 – 40. А как же остальные? Куда им девать свои эмоции, свои чувства, на других людей? А быть может этим людям больше всего и нужна помощь специалиста в местах лишения свободы. От не хватки общения, от недоверия людям чаще всего и происходят нервные срывы, которые порой кому-то, стоят жизни.

Я считаю, что эта проблема наша общая, ведь ЗА РЕШЁТКОЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ЛЮБОЙ.