Смекни!
smekni.com

Понятие "человеческое достоинство" (стр. 5 из 5)

Таким образом, ст.21 Конституции представляет собой норму общего характера, которая относится ко всем процессуальным действиям и запрещает следователю, дознавателю и судье всякого рода действия, способные причинить ущерб достоинству и чести человеческой личности.

Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимых поступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим они охраняются правом. Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим на достоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права. [14]

Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст.129 и 130 УК), а в гражданском законодательстве — гражданские правонарушения (ст.150—151 ГК), законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека — это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки. [14]

Клевета и оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т.е. унижение чести и достоинства личности, тем не менее, различаются: оскорбление непосредственно направлено на унижение личного достоинство человека; клевета подрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе. Уголовно наказуемым при оскорблении является унижение чести и достоинства гражданина в позорящей его, неприличной форме; клевета искажает суть имевших место фактов либо создает такое представление, которое не имело места в действительности. Оскорбление затрагивает форму оценки достоинства, клевета — ее сущность. Уголовное наказание не ставит целью унижение человеческого достоинства при назначении наказаний. [14].

Согласно ст.152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. [14]

Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания - новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. [7]

Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятие не включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав (ст.1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). [13]

Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого и унижающего достоинство обращения и должна быть полностью исключена из действий и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Все действия, связанные с совершением пыток, рассматриваются уголовным правом как преступления.

Как посягательство на достоинство личности рассматривает Конституция медицинские, научные или иные опыты, производимые без добровольного согласия лица. [6]


Заключение

В курсовой работе мы постарались проанализировать основные теоретические положения по данному вопросу, как можно точнее определить понятие «человеческое достоинство» и рассмотреть его в различных областях знания.

Как уже отмечалось ранее, сложность данной темы заключается в ее неизученности, но ее актуальность растет с каждым годом, причиной чего является демократическая ориентированность нашей страны.

Человек постоянно требует от других признания своего достоинства либо как личности, либо как члена религиозной, этнической, расовой или иной группы. В прежние времена правители желали от других признания своей высшей ценности как царя, императора или господина. Сегодня человек, он же полноправный член общества, стремится к утверждению своего равного статуса как один из представителей ранее недостаточно уважаемых или униженных групп - женщин, геев, инвалидов, американских индейцев и т.д.

Мы принимаем факт, что мы выглядим по-разному, происходим от разных рас и народов, принадлежим к разным полам и разным культурам. Человек обладает достоинством по самой своей природе, а не благодаря принадлежности к определённой социальной группе, классу или слою. А считаться с индивидуальными особенностями каждого человека нас обязывает христианская вера и юридические документы.


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: Мысль, 1999.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов по специальности «Психология».М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Божович Я.И. Психология формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1979. №1

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

5. ГердерИ. Г. Идеикфилософииисториичеловечества. М., 1977.

6. Дерипаско А.В., Житников Б.Ю. Человеческое достоинство в праве //Статья. Владимир: изд-во ВЮИ ФСИН, 2005.

7. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод статьи 2, 7. 1994.

8. Зайцева Ю.Е.Формированиеиразвитиеотношениякчеловеку

9. каккносителючеловеческогодостоинства: факторыипредпосылки. // Психологическиепроблемысамореализацииличности. Вып. 11 // Подред. Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-воС.-Петерб. ун-та, 2006.

10. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб.: 2000.

11. Захаровой О.Ю. Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С. Воронцов. Рыцарь Российской империи. М.: изд-во Центрполиграф, 2001.

12. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995.

13. Кант И. Критика чистого разума. М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

14. Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 2002.

15. Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература». 2005.

16. Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К. Философия: Учебник. М.: Мысль, 1999.

17. Маслоу А.. Мотивация и личность, СПб.: Евразия, 1999

18. Международного пакта о гражданских и политических правах, 1976.

19. Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

20. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.

21. Павлов А.В. Поэт гуманности: О творческом гуманизме А.Герцена. 2005.

22. Послание к Евреям Святого Апостола Павла

23. Послание к Римлянам Святого Апостола Павла

24. «Первая книга Моисеева. Бытие»

25. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: изд-во Академия, 2005.

26. РубинштейнС. Л. Проблемыобщейпсихологии. М., 1976.

27. Сет. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. (http://www.pagez.ru/lsn/0028.php - А.Л.)

28. «Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского» Изд.3. М., 1889 г.

29. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005.

30. Фромм Э. Искусство любить. М.: изд-во АСТ, 2009.