Смекни!
smekni.com

Потребности и мотивации деятельности человека (стр. 4 из 9)

Положительные качества застенчивости.

1) Застенчивость способствует мысленному "проигрыванию" трудных ситуаций, что приводит к усилению "Я" и уменьшению уязвимости личности.

2) "Сдержанный", "серьезный", "непритязательный", "скромный" – такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям. Более того, в изысканной форме их манеры могут рассматриваться как "утонченные" и "светские".

3) Застенчивость вызывает большее, чем другие эмоции, осознание собственного тела. Возникающая при застенчивости чувствительность к себе и к своему телу может выполнять определенные полезные функции, как биологические, так и психологические по своей природе; она может выразиться в более тщательной выполнении правил гигиены, в действиях, направленных на улучшение внешности, что способствует повышению общительности и т. д.

4) Застенчивость усиливает самокритику и временное ощущение бессилия. Это способствует формированию более адекватной "Я"-концепции. Объективно осознающий себя человек становится более самокритичным, фиксация внимания на себе заставляет индивида осознать собственные внутренние противоречия. Кроме того, человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других.

5) Усиленное противоборство переживанию застенчивости может облегчить развитие самостоятельности, индивидуальности и взаимную любовь.

Социальные влияния как мотиваторы поведения людей

На мотивацию поведения индивида часто оказывают воздействие социальное влияние - неравновесное, несимметричное отношение и взаимосвязь индивидов, а также малых социальных групп, в границах которого одна сторона (субъект социального влияния) способна навязывать другой стороне (объекту социального влияния) собственные убеждения, социальные установки, побуждения и мотивации к мышлению и действию.

В современной социальной психологии социальное влияние традиционно подразделяется на вознаграждающее и принуждающее (технология "кнута и пряника"), легитимное (инициированное государством и его органами), а также экспертное (основанное на знании в той его версии, которая санкционирована властью). Изучение влияния социального контекста на поведение индивида требовало постепенного перехода от минимального уровня "социальности" (изолированного индивида) к постепенному обогащению этого контекста (присутствие одного, двух и более наблюдателей или людей, выполняющих совместную деятельность)

Классическими темами в исследованиях социального влияния в 20 в. были фасилитация, процессы убеждения, взаимный обмен, конформность и социальное давление, влияние меньшинства.

Эффективность процесса убеждения зависит не только от ряда характеристик источника, получателя и способа передачи информации, от использованных риторических стратегий и ситуации. Важной переменной, опосредующей изменение аттитюдов адресата, является его вовлеченность в предмет обсуждения и наличие когнитивных ресурсов. Существенную роль играют социальные соглашения о доверии публичным источникам и стремление адресата быть понятым и предсказуемым для других, высказывая мнения и поступая в соответствии с принятыми на себя обязательствами (ранее декларированной позицией). Задача предсказания эффекта убеждающего воздействия еще более усложняется, как только исследователь принимает во внимание существующее поле мнений и процессы группового обсуждения, которые, как правило, приводят к поляризации, т.е. усилению первоначально доминировавших мнений. В зависимости от типа решаемой задачи группа может выбрать разные схемы принятия решений (побеждают "факты", побеждает большинство и т.д.). В другой экспериментальной парадигме, связанной с изучением конформности (С. Аш), была показана зависимость эффективности влияния от количества воздействующих индивидов, единства мнений в лагере большинства и отсутствия единомышленников в лагере меньшинства. Влияние большинства оказалось непрочным и относительно поверхностным. В свете недавних работ по каузальной атрибуции показатель конформности в экспериментах Аша, равный 37% и трактовавшийся ранее как нижний возможный уровень, теперь интерпретируется как сильно завышенный. В экспериментах С. Московичи и его школы исследовался другой уровень социального воздействия - влияние меньшинства. В отличие от большинства меньшинство инициирует не социальный, а содержательный конфликт по поводу обсуждаемого вопроса; его влияние менее значительно, но более продолжительно и креативно; успех воздействия зависит от того, насколько осмысленно и гибко ведет себя меньшинство. Исследования С. Московичи частично объясняли масштабные социальные реформы, инициированные небольшой группой единомышленников. Делались попытки объединить конформность и влияние меньшинства в единую модель (напр., теория социального воздействия Б. Латане), однако они столкнулись с невозможностью учесть большое количество релевантных переменных в одноуровневых теориях среднего ранга.

В последние годы растущую роль в исследованиях социального влияния играют когнитивные понятия, переосмысливаются идеи групповой динамики, используются более поздние модели групповой продуктивности. В информационном обществе социальное влияние становится все более невидимым и аппелирует к нетрадиционным формам власти (экспертной и информационной), к дискурсивному конструированию реальности, системам классификаций. Основным уроком исследований социального влияния является признание необходимости упорядочения микротеорий в иерархические или гетерархические концепции.

2. Убеждение. Подчинение. Конформизм

Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Наличие устойчивых убеждений, включающих в себя компоненты коммунистического мировоззрения, свидетельствует о высоком уровне активности личности в условиях социалистического строя, мерилом которой является органическое единство знаний, убеждений и практического действия. Под убеждением понимают также используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения. составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждения считается основным в научной полемике, а также в коммунистическом воспитании и в советской педагогике, ведущим к формированию научного, материалистического мировоззрения.

Конформизм характеризует людей, которые уступают реальному или воображаемому социальному давлению.

Уступчивость в целом определяется как подчинение человека социальному давлению в своем публичном поведении, даже когда его собственные убеждения не изменяются. Подчинение - это форма уступчивости, возникающая, когда люди уступают разным требованиям, как правило, кого-то с позиции власти. Независимо от того, нравится нам это или нет, эти вопросы часто возникают в нашей повседневной жизни. Исследование этих тем в США показало, что такие явления, как конформизм, уступчивость и подчинение, не только существуют, но и постоянно влияют на человека.

3. Коммуникативные потребности и мотивы

Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения является потребность в высказывании, так как мотивированность является характерной чертой этого процесса.

П.К. Бабиская и И.М. Андреасян (2003) указывают, что в основе мотивации, лежит потребность. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному и потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность включиться в данную речевую ситуацию. Оба эти вида взаимосвязаны. Первый вид можно назвать общей коммуникативной мотивацией, он является фоном для второго вида мотивации – ситуативной мотивации, уровень которой определяется тем, как мы создаем речевые ситуации, какие используем приемы и т.д. Ситуативная мотивация воспитывает у человека потребность в общении, создает постоянную мотивационную готовность – очень важный фактор успешного участия в общении и, следовательно, важный для установления речевого партнерства.

Коммуникативная мотивация - это способ обеспечения инициативного участия в общении. Объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на условий речевого общения, нельзя. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и взаимопонимания. Выделяют три функции общения: познавательные, эмоциональные и воспитательные. Развитие навыков общения лежит через аудирование, говорение, чтение, письмо.

Г.М. Коджаспирова (2001) описывает общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Б.Д. Парыгин (1999) отмечает, что общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Иногда общение может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность, когда общаются просто потому, что хочется общаться с человеком.