Смекни!
smekni.com

Представление себя другим как способ самопознания (стр. 9 из 17)

Кроме того персонажи чаще всего бывают интереснее, чем обычные люди, окружающие человека в повседневной жизни, с ними происходят события часто невозможные наяву, а в выдуманной реальности возможно все. Это дает возможность фантазирующему читателю реализовать любые свои мечты, исполнить свои желания.

В основе подавляющего большинства персонажей лежат бессознательные комплексы, которые К.Г. Юнг назвал архетипами. Каждый герой реализует множество модусов, поэтому представление себя другим героем в некотором смысле более выгодно, т. к. человек может увидеть, разглядеть себя и «попробовать» себя в разных модусах, а следовательно появляется возможность для более широкой самоинтерпритаии, для более детального самопознания.

Итак, роль Другого в формировании и функционировании человеческого Я огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости. Без Другого субъект на самом деле не может иметь знания ни о мире, ни о себе, поскольку значения создаются в дискурсе. Поэтому Другой имеет статус гносеологической и онтологической необходимости. Познать собственное «Я» можно только через Другого. Только в Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию своего собственного развития. В фантазиях о себе человек часто реализует потребности и желания неосуществимые в реальной жизни. Герои художественных произведений являются по отношению к читателю являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.

Глава 3 Экспериментальные исследования представления себя другим

3.1 Цели, задачи, методы исследования

Общая гипотеза была сформулирована следующим образом: представление себя другим является одним из способов самопознания.

Частные гипотезы были сформулированы следующим образом:

1. С помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.

2. В процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни

3. Культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других

4. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.

Проверка сформулированных гипотез определила цели нашего исследования:

5) Доказать, что с помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.

6) Доказать, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.

7) Доказать, что культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других.

8) Доказать, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.

Перечисленные цели обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач:

1) Выяснить особенности представления себя другим.

2) Выяснить, какие потребности и желания человек считает принципиально неосуществимыми;

3) Выяснить, какие культурные тексты являются источниками образов других;

4) Последить, насколько изменились представления человека о самом себе в результате представления себя другим.

Способы бытия другим мы предлагаем интерпретировать как разнообразные модусы. Существует много модусов бытия – в – мире. Каждый модус – это способ самопонимания, самоинтерпретации и самовыражения. У человека много модусов существования, но часто он выбирает один или несколько. Человеку необходимо «понять тотальность самопроживания во всех модусах» (Бинсвангер Л. Бытие в мире). Следовательно, человек пытается интерпретировать себя с помощью разных модусов. Представление себя другим – это проживание в разных модусах, это разные возможности самоинтерпритации. Ниже приводятся модусы и их описание и некоторые способы проявления, выделенные нами в результате анализа литературы по экзистенциальной философии и психологии, а также в результате анализа литературных произведений.

Дуальный модус «Я» и «Ты» становятся «Мы». Возможен на наш взгляд в двух вариантах: модус любви и модус дружбы. Модус любви присутствует везде, где есть стремление найти, спасти любимого человека, везде, где есть стремление соединиться с любимым человеком. Обычно присутствует во всех текстах, где речь идет о любви. Модус дружбы присутствует там, где есть единомышленники, родственные души.

Модус свободы означает независимость, автономию, сопротивление влиянию. Часто присутствует там, где есть выбор какой либо возможности. Здесь важно понимание не «свободы от», «а свободы для». О свободе мы говорим, когда человек реализует собственные возможности. О свободе мы говорим еще тогда, когда человек сталкивается с непреодолимыми трудностями. Свобода появляется там, где человек старается расширить собственные горизонты, собственные возможности.

С модусом свободы тесно связан модус ответственности. После того как человек сделал свой выбор, он полностью ответственен за его реализацию. Присутствует там, где герой сам берется за реализацию задания, добивается поставленной цели долго и методично. Ответственность проявляется там, где человек пытается достигнуть чего-либо важного.

Модус вины. Вина возможна в двух вариантах: вина за плохой выбор и вина за отказ сделать выбор. Модус вины присутствует там, где герой провинился и стремиться искупить свою вину или оправдывает свои действия, дает объяснение своим поступкам, «я больше так не буду». Вина за отказ от выбора присутствует там, где герой бесхарактерен, безынициативен, часто страдает от этого, но страдания принимаются как должное.

Модус заботы. Может быть забота о ком-то и забота кого-то. Когда герой заботится о ком-то, то он старается помочь, защитить беспомощных. Тем самым он чувствует себя нужным и важным. Девиз – «Жить ради других». Борьба против кого-то также может являться воплощением заботы. Поиск чей-то заботы выражается беспомощностью, несамостоятельностью, поиском помощи, симпатии, просьбы о подмоге, снисхождении. «Если обо мне заботятся, значит я кому-то нужен».

Модус долга. Знание о своей миссии, о своем высоком предназначении, необычной участи. Могут присутствовать сверхценные идеи, максимализм. Долг может быть перед кем угодно. Поступки обычно совершаются вопреки своим желаниям. В этом смысле – это модус преодоления себя.

Модус воли обнаруживается в стремлении реализовать свой выбор. Это может быть борьба с кем-то, поступки вопреки обстоятельствам, это может быть достижение результатов собственными усилиями.

Модус познания. Человек постоянно находится в поиске, открывает что-то новое. Проявляется как любопытство. Часто познание реализуется в путешествии, странничестве, искании. Они помогают не только познать мир, но и познать себя. Познание может включать в себя различные проверки, испытания.

Модус творчества присутствует там, где человек создает что-либо, изобретает. Важно как именно использует человек свои уникальные качества в процессе создания. «Я» интерпретируется с точки зрения продуктов творчества, а также как «создатель»

Модус одиночества может быть как сингулярный модус – эгоистическая жизнь для себя, а может стать ресурсом самопознания себя как уникального, отличного от остальных, в некотором роде избранного. В одиночестве герой сталкивается с самим собой. Может сопровождаться чувством ненужности, покинутости.

Модус умирания и воскрешения. Осознание конечности своего бытия. Но обычно не бывает прямого столкновения со смертью. Часто проявляется в мотивах гибели и оживления (живой и мертвой водой), засыпании и пробуждении ото сна. Этот модус является необходимым компонентом развития.

Модус Бога. Проявляется везде, где есть потребность в управлении событиями или героями. Может содержать в себе модусы свободы и творчества. Виден в феях, волшебниках, в авторах.

Модус страдания. Обнаруживается там, где герой сталкивается с непреодолимыми преградами, с условиями, которые они не в силах изменить. Может проявляться в добровольной жертве, а также там, где присутствует мотив искупления, мотив жертвы, мотив терпения и смирения.

Модус игры. Присутствует там, где есть авантюризм, риск и азарт как способы справиться с монотонностью жизни. Его реализуют плутовские герои.

Для исследования представлений себя другим нами была разработана система заданий, включающая в себя стандартные методики, а также разработанные задания, разработанные нами совместно с Сапоговой Е.Е.

Первое задание было направлено на изучение личностных особенностей испытуемых, необходимых для понимания того, какими респонденты являются в действительности, а также для сравнения с тем, что они сами думают о себе. Для этого мы использовали Фрайбургский личностный опросник (FPI) (Из книги Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил. С. 274-286) Это многофакторный личностный тест, пригодный для диагностики некоторых важных свойств личности. Это надежное средство для практических и научно-исследовательских целей. Опросник экономичен и предоставляет относительно много количественной информации о важных личностных факторах, что и обусловило выбор именно этой методики.

Во втором задании мы попросили написать краткую автобиографию и прокомментировать ее. Биографические исследования необходимы, чтобы выявить доминирующие события, которые выбираются в качестве основных, чтобы в дальнейшем стать основой написания истории о себе и ее дальнейшей интерпретации. В качестве официальной биографии испытуемые пишут обычно некий перечень нормативных событий жизни. Она ориентирована прежде всего на стороннего наблюдателя. Комментарии позволяют выделить наиболее важные по мнению испытуемого события его жизни.