Смекни!
smekni.com

Природа гипноза (стр. 3 из 6)

Иными словами, вновь, как и во времена Месмера, случаи исцеления не отрицаются, но причину их видят не в научности метода, а в "магизме" личности исполнителя и внушаемости пациента. И гипноз постепенно вытесняется из медицины, уже почти закрепившись в ней.

Бытует такая история о роли гипноза в создании психоанализа Фрейда.

Фрейд присутствует в одной из комиссий, которая проверяет работы по изучению и лечебному применению гипноза Шарко (Шарко занимался не только гипнозом, а был к этому времени уже всемирно известным ученым в области патологической морфологии и анатомии мозга). Комиссия проанализировала экспериментальную и лечебную работу Шарко, признала, что гипнотерапия в таком виде может применяться (при некоторых оговорках), но один старичок "уперся" и Щарко решил продемонстрировать на нем эффект так называемого постгипнотического внушения.

Есть такие действия, которые внушаются под гипнозом, а человек потом, "проснувшись", начинает их делать, будучи уверенным, что он делает это по собственному желанию.

Сильно внушаемого или прошедшего специальную обработку человека можно "запрограммировать" кого-то возненавидеть, убить, украсть. При этом он будет уверен, что выполняет собственные желания. В этом отношении гипноз является очень опасным оружием.

Итак, Шарко якобы попробовал тут же продемонстрировать эти возможности гипноза.

Он ввел Фому неверующего в гипнотическое состояние и начал внушать: "По моему приказу вы проснетесь, встанете с дивана, возьмете зонтик, выйдете на улицу, откроете зонтик (а дождя не было), пройдетесь под нашими: окнами, вернетесь и опять сядете за стол". Тот действительно все так и сделал, только зонтик не открыл, хотя взял его. Когда он вернулся, все члены комиссии смеются и спрашивают его: "Зачем вы вышли ли?" Он говорит: "Мне стало душно". - "А зонтик вы зачем взяли?" - "Это моя привычка, я пожилой человек, боюсь простудиться". Итак, человек действовал не по своей воле, но не только не понял этого, но даже нашел своему поведению вполне логичные объяснения.

Говорят, что тут Фрейда и осенило, что наше сознание ищет и успешно находит объяснение тем поступкам, на которые нас толкнули какие-то совершенно другие, не осознаваемые нами причины. Хотя думается, что мысль о недооцениваемой силе влияния бессознательного на наше поведение постепенно выкристаллизовывалась у Фрейда в результате практического опыта работы с гипнозом, однако, как иллюстрация "хитростей" нашего бессознательного, эта история вполне подходит.

Фрейд говорил, что человек не может быть психоаналитиком самому себе, потому что мы больше всего врем самим себе. (Позже он назовет это механизмами психологической защиты, а его дочь Анна Фрейд их четко классифицирует).

Но пришел он к этим выводам именно в процессе работы с гипнозом. Фрейд достаточно долго и высокопрофессионально применял его и тщательно анализировал все эффекты его воздействия на пациентов. В частности, его очень интересовали, так называемые трансовые состояния различной глубины.

Трансовые состояние нам хорошо знакомы. Это совершенно не обязательно состояния глубокого гипноза. Это когда мы уставимся в какую-то одну точку и долго смотрим на нее, а фактически ее и не видим, а думаем о чем-то "ненапрягающем", а может вообще ни о чем. Так мы смотрим в окно поезда или на море, или погружаемся в любимую мелодию, приятные воспоминания и вдруг, замечаем, что незаметно прошло определенное время.

Милтон Эриксон утверждал, что трансовое состояние целительно. И это действительно так. В этот момент вы освобождаетесь от тех мыслей, которые держат вас в напряжении, тревоге и озабоченности, т.е. фактически "отключаете" левое, рациональное ("больно умное") полушарие, и правое, "бессловесное", отвечающее за природную саморегуляцию организма, начинает свою общеоздоравливающую работу.

Почему мы говорим, что сон лечит все болезни? Мы отключаем наше тревожное и озабоченное сознание и доверяем организм 6ессознателъному, его природе, которая его лечит, налаживает, восстанавливает.

В свое время энциклопедически образованный ученый Рене Декарт преодолевал все болезни только постельным режимом. Он считал, что надо просто успокоиться, побольше лежать, не тратить лишней физической и нервной энергии, читать что-то приятное, слушать музыку, т.е. фактически находиться в легком трансовом состоянии, и выздоровление пойдет само собой.

Здесь мы придумали очень простую и не тесную форму, которую успешно используем для самогипноза, медитации. Вместо того чтобы говорить себе "я не думаю ни о чем" (запрет вызывает внутреннее сопротивление), мы говорим четко утвердительно "я думаю ни о чем". Хорошо, когда этот процесс оздоравливающей саморегуляции усиливается медитативным воздействиям на разные каналы восприятия (виды природы, спокойная музыка и т.п.).

При постоянных упражнениях можно научиться закреплять ("якорить") в себе эти комплексные состояния, погружать их в "золотой фонд" своей памяти (или в "ресурсную зону" по М. Эриксону) и в любой (особенно в трудный) момент вызывать их у себя и ставить организм и психику на "автопилот" самооздоровления.

Важную роль в переходе молодого врача Зигмунда Фрейда от гипнотерапии к психоанализу сыграл Иосиф Брейер, с которым Фрейд подружился после возвращения в Вену из Франции.

Брейер к этому времени уже несколько лет успешно лечил женские истерии. Он рассказал Фрейду о том, что нередко под гипнозом женщины вспоминали события, явившиеся причиной заболевания. После этого часто наступало, облегчение и выздоровление. Именно Брейер назвал это аристотелевским словом "катарсис" (который в древнегреческой трагедии подразумевал "очищение через страдание"). В психоанализе Фрейда это слово станет одним из ключевых.

Кстати, именно опытный Иосиф Брейер убеждал молодого Фрейда, что за всеми истероидными осложнениями всегда стоят те или иные сексуальные проблемы. "Всегда, всегда!" - повторял он Фрейду. Хотя, возможно, его напугал ранее упомянутый нами случай, Когда одна пациентка так привязалась к нему в процессе сеансов гипнотерапии, что ему пришлось бросить на время практику и уехать с женой в другую страну.

Многие считают, что эта история, а также случай, когда одна пациентка Фрейда сразу после выхода из гипноза бросилась к нему на шею, явились причиной сексофобии Фрейда и его "пансексуализма", т.е. объяснения причин большинства неврозов вытесненными из сознания психосексуальными проблемами.

Итак, работа с гипнозом дала Фрейду целый ряд идей для создания психоанализа. Показала важность роли бессознательного, "хитрости" - самообманы сознания, особенности трансовых состояний, поставила задачу исключительной важности и тонкости, складывающихся в процессе терапии отношений пациента и терапевта, роль неудовлетворенных сексуальных побуждений (которые постоянно прорывались в гипнотическом состоянии невротиков и истериков), роль ранних детских переживаний и психологических травм и т.д.

Сначала Фрейд старательно изучил и стал применять гипноз просто как передовой. врач, уверовавший в новый метод лечения истерии. Но, будучи "врожденным" ученым-исследователем, он, не удовлетворяясь хорошими практическими результатами лечения пациентов, пытается понять механизмы и возможности (как патогенные, так и целительные) бессознательного, прорывающегося наружу в гипнотических состояниях. Именно в гипнозе Фрейд увидел кратчайший путь к изучению бессознательного.

Но потом, как мы уже говорили, он отказался от применения гипноза при психоанализе.

Основными причинами отказа Фрейда от гипноза при проведении психоанализа были следующие:

недостаточная гипнабельность многих пациентов, которые могут подумать, что раз они не смогли погрузиться в полный гипноз, то уже не получится полноценный психоанализ;

многочисленные случаи искажения информации в гипнотическом состоянии, выдача фантазий и домыслов за реальность, бессознательная попытка угодить психоаналитику и т.д.;

проявляющийся в состоянии гипнотического транса эротизм, переносимый на психоаналитика и тем самым затрудняющий дальнейшую работу;

существовавшее (и существующее) в медицинских кругах мнение о не научности гипноза и профессиональной не этичности получения информации под гипнозом (кстати, по законам США информация, полученная под гипнозом, не является доказательством в суде);

стремление показать, что психоанализ это самостоятельное, более глубокое и масштабное научное явление, чем гипнотерапия, и что не только может, но и должен ради научной точности обходиться без гипноза. Надо сказать, что некоторые современные психоаналитики успешно применяют гипноз и считают его во многих случаях весьма эффективным средством работы с бессознательным пациента. Разумеется, в этом случае необходима верификация объективности полученной под гипнозом информации.

Итак, Фрейд, пройдя через гипноз, возникший в свою очередь из месмеризма, отказался от его применения при психоанализе. Однако к моменту отказа Фрейда от гипноза и во многом благодаря работе с гипнозом уже сформировались основные черты учения, оказавшего огромное влияние не только на медицину и психологию, но и на всю культуру современного общества.

Современная точка зрения на гипноз. Гипноз, по своей сущности, резко отличается от состояния ночного сна. Гипноз - это специфическая разновидность бодрствования, т.е. это не сон и не промежуточное состояние между сном и бодрствование. Прежде всего, об этом свидетельствует характер ЭЭГ: при гипнозе электрическая активность представлена сверхмедленными колебаниями или декасекундным ритмом. Вначале наблюдается альфа-ритм, который сменяется медленными волнами, генерируемыми с частотой от 3-5 до 10-16 колебаний в минуту (т.е. не в секунду). Итак, гипноз - особое состояние человека, вызываемое искусственно с помощью внушения и отличающееся избирательностью реагирования, повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и к понижению восприимчивости к другим влияниям.