Смекни!
smekni.com

Психические процессы состояния и образования (стр. 4 из 10)

Кратковременные представления — это представления очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на за­нятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого пред­ставления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления — это представления, кото­рые сохраняются в памяти человека и используются им длитель­ное время и достаточно часто. К ним относятся в основном про­фессиональные представления.

Сущность воображения

Воображение — это психический познавательный процесс со­здания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибоч­ном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифичес­кими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п.). Такое искаженное представление мира неред­ко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для че­ловека могучим средством познания мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и пре­образование человеком своих представлений на основе:

♦вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для реза­ния, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку);

♦изменения величины, размеров объектов в сторону преуве­личения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

♦ соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не су­ществовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древ­
них египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

♦ конструирования предмета в связи сего назначением, на­пример копья; мысленное наделение этого орудия свой­ствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (на­несение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

♦ мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или осо­бого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

♦переноса этого свойства на другие объекты (вождь племе­ни хитер как лиса; враги трусливы как зайцы);

мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построе­нию контрастного образа, наделенного свойствами, пря мо противоположными исходному (многие персонажи на­родного эпоса, сказок); ♦ создания нового образа в результате обобщения черт, на­блюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные ге­рои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Физиологическую основу воображения составляют остаточ­ные (следовые) процессы возбуждения и торможения, ирради­ации и концентрации, положительной и отрицательной индук­ции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализа­торов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, со­четания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Учитывая особенности и причины возникновения, различа­ют несколько видов воображения.

1.Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображе­ние — это создание новых образов без каких-либо внешних по­будителей. Оно заключается в возникновении и комбиниро­вании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаб­лении сознательного контроля с его стороны за течением сво­их представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидени­ях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представ­ления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантас­тические формы.

2. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно пред­ставляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде дея­тельности.

Мечта — это образ желаемого будущего. В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различ­ных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпла­нетных и звездных перелетах, строят в своем воображении не­обходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще не созданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, ко­торые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неисся­каемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой соци­альной основе, об уничтожении на земле нищеты, имуществен­ного неравенства, всяких форм эксплуатации человека челове­ком и т. д. и т. п.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличают­ся следующими особенностями:

а)ярким, живым, конкретным характером, со многими де­талями и частностями;

б)слабой выраженностью конкретных путей к осуществле­нию мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);

в)эмоциональной насыщенностью образа, его привлекатель­ностью для мечтающей личности;

г)стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претво­рению ее в действительность.

3. Творческое воображение — это создание новых образов в про­цессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стре­мясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому вооб­ражению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а со­здают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво от­ражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его ми­ровоззрение, понимание окружающей жизни, особенности при­сущего ему художественного стиля.

4. Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это вооб­ражение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не вос­принимался, Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

2. Внимание, память, мышление и речь

Внимание, память, мышление и речь входят в число позна­вательных процессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и пе­редавать его другим людям.

Общая характеристика внимания

Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не является процессом отражения действительности, оно пред­ставляет собой одну из сторон психической деятельности — ее динамики. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий.

С физиологической точки зрения внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и дру­гие ощущения и восприятия, а также движения, которые связа­ны с деятельностью определенных участков коры больших по­лушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же са­мых нервных центров, с помощью которых осуществляются со­провождаемые вниманием психические процессы. Но оно оз­начает наличие участков с повышенной и пониженной возбу­димостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участ­ке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связан­ных с выполнением данной деятельности, возникает торможе­ние, затухание или даже полное прекращение нервного процес­са, в результате чего одни центры оказываются возбужденны­ми, другие — заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты — на­личия в каждый данный момент в коре больших полушарий го­ловного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбуди­мостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточе­ние сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Внимание характеризуется определенными сдвигами в орга­низме человека. Происходит изменение сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, отмечаются сосудистые и кожно-гальванические реакции.

Внимание характеризуется многими свойствами; концент­рацией, избирательностью, распределением, объемом, интен­сивностью, устойчивостью, отвлекаемостью.

Концентрация внимания представляет собой способность че­ловека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвле­каясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. Избирательность внимания — это его со­средоточение на наиболее важных предметах. Распределение вни­мания — это возможность человека иметь в сознании одновре­менно несколько разнородных объектов или же выполнять слож­ную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Объем внимания характеризуется количеством объек­тов или их элементов, которые могут быть одновременно воспри­няты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один мо­мент. Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкос­тью и быстротой. Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на восприятии данного объекта. Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.