Смекни!
smekni.com

Психологические механизмы творчества (стр. 3 из 3)

проанализированы и алгоритмизированы. Действие интуиции иллюстрируется Б.М. Кедровым по следующей схеме:

Первоначально мысль человека работает лишь в одном направлении (а), барьер не позволяет ему, оставаясь в рамках этого направления, прийти к решению. В определенный момент внезапно и совершенно случайно возникает другое направление мысли (|3), вызванное какими-либо посторонними событиями. Это новое направление пересекается с тем, в котором до сих пор работала мысль ученого. В момент этого наложения срабатывает интуиция: она подсказывает, что ключ к решению можно найти именно в этом случайно возникшем направлении. Вторая цепь событий играет роль "трамплина" для первой, указывая путь преодоления "барьера", стоящего на пути к решению.

Б.М. Кедров особо подчеркивает следующие моменты, касающиеся работы интуиции в научном или изобретательском творчестве.

1. Необходима предшествующая длительная и кропотливая работа ученого, подготовительная работа мысли, чтобы случайная ассоциация сработала именно в направлении решения данной проблемы.

2. Интуиция, как форма непосредственного умозаключения в силу своей особенности не дает возможности объяснить свою работу, поскольку отсутствуют необходимые для этого звенья логической цепи.

3. Результатом работы интуиции является нахождение определенного решения, но при этом сама работа интуиции частично или полностью ускользает от внимания или памяти самого человека, особенно в случае, когда внешний толчок к возникновению ассоциации был несущественным, не ярким. В сознании человека сохраняется лишь сам процесс "прозрения" и его результат. В длинной цепи событий, связанных с поисковой, творческой деятельностью человека, работа интуиции представляет лишь один краткий момент; вне этой цепи интуиция кажется совершенно необъяснимой и непонятной. Поэтому, изучая работу творческой мысли человека даже на примере элементарных задач, мы должны рассматривать этот процесс, не забывая о взаимосвязи и взаимообусловленности каждого из его элементов.

Б.М. Кедров, введя понятие познавательно-психологический барьер, не делал предметом специального рассмотрения вопрос о различной степени сложности барьеров, специфику преодоления барьера в элементарных и сложных творческих задачах. На мой взгляд, эти вопросы заслуживают специального внимания и исследования.

Барьеры в системно-динамической модели деятельности

Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего на преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения его потребностей". Барьер рассматривается как субъективно-объективная категория. Особое значение Р.Х. Шакуров придает делению барьеров на ценностные (первичные) и операционные (вторичные). Ценностные барьеры непосредственно связаны с потребностями, операционные - с устремлениями и действиями субъекта. Барьер - детерминирующий фактор динамизации деятельности. Жизнь человека состоит из процесса преодоления непрерывной цепи барьеров различного рода (физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д.) в целях удовлетворения потребностей. Преодоление - ведущий механизм становления человеческой личности. Главной функцией барьеров является мобилизация внутренних ресурсов индивида для преодоления сопротивления среды.

Системно-динамическая модель деятельности как процесс представлена последовательной включенностью субъекта в четыре фазы жизнедеятельности: I. Ориентировка в новой ситуации; II. Программирование; III. Исполнение программы; IV. Корректирование. Мотивация вводится в виде составного звена в каждую из фаз. На первойфазе потребность преобразуется в мотив, пройдя через специальный динамизирующий механизм, в последующем - в интерес, влечение к определенным ценностям. На второй фазе интересы и желания превращаются в намерение действовать. На третьей фазе указанное намерение превращается в установку действовать в направлении цели, которая приводит к удовлетворенности или неудовлетворенности субъекта результатом деятельности. При этом на каждой фазе действие механизма обусловлено влиянием барьера: на I фазе - ценностно- информационного барьера, на II фазе - барьера неопределенности, на III фазе - предметно-преобразовательного барьера, на IV фазе - барьера дефицита информации о полученном результате.

Ценностно-информационный барьер состоит из двух взаимосвязанных блоков - ценностного (первичный барьер, выполняющий функцию актуализации потребности) и информационного (вторичный барьер, актуализирующий и динамизирующий операционные системы). Информационный барьер дает толчок к поисково-ориентировочным действиям, включающим: I) первоначальный анализ барьера, 2) его оценку с точки зрения преодолимости (прогноз успеха или неудачи), 3) постановку задачи по преодолению барьера, если прогноз оптимистический, 4) сбор и анализ информации об условиях деятельности.

Р.Х. Шакуров подчеркивает также, что идея о развивающем эффекте барьеров имплицитно содержится во многих исследованиях, особенно по психологии творческого мышления. Нельзя не согласиться с тем, что "развитие творческого мышления происходит в процессе преодоления информационно- преобразовательных нерутинных барьеров". Здесь мы сталкиваемся с делением барьеров на "нерутинные" и "рутинные". Ситуация творческой задачи интересна именно тем, что возникающий информационный барьер создает неопределенность в удовлетворении потребности.

Таким образом, в работах Р.Х. Шакурова намечены основные направления для изучения такого феномена как барьеры (внешние и внутренние, первичные и вторичные, "рутинные" и "нерутинные", информационные, социальные и др.), что вполне согласуется с моим стремлением углубленно исследовать явление барьеров в интеллектуальном творчестве с опорой в том числе и на данную концепцию, где особый интерес для нас представляют информационно- преобразовательные нерутинные барьеры.