Смекни!
smekni.com

Психология здоровья подростков (стр. 2 из 4)

При этом различаются два типа учебных и профессиональных деятельностей:

1) тип первый – обусловливает требования индивидуально-психологических особенностей, почти не поддающихся развитию (например, требования к сохранению устойчивой и длительной работоспособности, необходимые для деятельности диспетчера, хирурга и пр.); психофизиологическим коррелятом этой особенности считается наличие определенных свойств системы нервной; здесь безусловно показан отбор психологический или профессиональный;

2) тип второй – обусловливает требования, коим может удовлетворить каждый психически нормальный человек, поэтому надобность в отборе психологическом возникает, когда период предстоящей деятельности относительно невелик – около 2-10 лет (служба в армии, спорт и пр.); в большинстве случаев этот срок недостаточен для развития нужных качеств, поэтому предпочтение отдается кандидатам с подходящим к моменту испытаний уровнем развития требуемых индивидуальных особенностей.

Как бы тщательно ни подготовлялся отбор психологический, достижение кандидатами успеха в деятельности зависит от наличия у них положительной мотивации, для выявления коей обычно применяются опросники и другие подобные методики. При любом изменении содержания деятельности программа отбора пересматривается. Вместе с отборов психологическим, как правило, проводится отбор по медицинским и физиологическим показателям, по образовательному цензу, по опыту работы, и пр. Решение о пригодности принимается по совокупности всех данных.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиции выполнения им принятых норм и правил. Различаются внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и пр.), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).

Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе деятельности совместной как результат интериоризации социальных ценностей, норм и правил.

В работах отечественных психологов подчеркивается, что существенное влияние на принятие ответственности за успех или неудачу в деятельности совместной оказывают уровень развития группы и ее сплоченность (-> развитие групповое: уровень; сплоченность групповая), близость ценностных ориентации, идентификация эмоциональная; доказывается принципиальная возможность целенаправленного влияния на формирование у членов коллектива самокритичной и адекватной оценки степени личной ответственности за общее дело.

ОТКАЗ – факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение).

ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ – акт и переживание отказа от удовлетворения влечений, порождаемые неблагоприятными внутрипсихическими или внешними обстоятельствами, или же их комбинацией.

ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ РЕАЛЬНЫЙ – собирательное понятие, означающее разнообразные негативные условия и факторы, содействующие появлению заболевания. К ним могут относиться: недостаток любви в жизни, материальный недостаток, семейные раздоры, несчастливое супружество, неблагоприятные социальные условия, строгость нравственных требований к личности.

ОТНОШЕНИЕ – субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта.

3. Проблема диагностики

В рамках программы "Здоровое поколение" в 2004 году в кабинете психотерапии проводилось диспансерное обследование и наблюдение подростков 1992 - 1993 гг. рождения. Это новое направление в работе кабинета обусловлено всё возрастающей социальной напряжённостью, увеличением количества психопатологических проявлений у населения, в том числе и у подростков. Цель данной работы - выявление группы риска и проведение психопрофилактических мероприятий, адаптирующих подростков к обстановке. Работа проводилась совместно с подростковым отделением по следующему плану: психодиагностическое тестирование (тест СМОЛ), результаты которого подросток обсуждал с психологом. При необходимости психолог направлял подростка к психотерапевту для проведения психокоррекции и назначения медикаментозной терапии. Повторное посещение психотерапевта и проведение контрольного тестирования проводилось в сроки от 1 месяца до полугода. Следует отметить, что в период наблюдения за подростком активное участие в работе принимали родители, чаще матери, с которыми проводилась семейная психотерапия.[12]

В 2004 г. обследовано 92 подростка. Данные клинического и психологического обследований позволили выделить следующие группы:

а) с нормальной психологической реакцией - 50 подростков;

б) с расстройствами приспособительных реакций, которые проявлялись беспокойством, напряжённостью, повышенной утомляемостью, ощущением неспособности справиться с ситуацией, симптомами вегетативной дисфункции, нарушениями сна, - 34 подростка;

в) с расстройством адаптации и наличием более выраженных депрессивных нарушений - 5 подростков;

г) с психоорганическим синдромом - 3 подростка.[13]

Расстройство приспособительных реакций всегда было связано с психотравмирующим фактором и расценивалось нами как неврастеническое состояние (шифр F-48.0 по МКБ -10). Наиболее часто встречающейся сопутствующей патологией в этой группе были гастродуоденит с гиперсекрецией желудочного сока и аллергические заболевания (поллиноз, аллергический дерматит, бронхиальная астма).

Проведение психокоррекции, назначение метаболической терапии (глицин, ноотропил, пантогам), витаминотерапии, седативной фитотерапии (нервофлюкс, персен, новопассит) в комплексе с физиотерапевтическими процедурами и лечебной гимнастикой давали положительную динамику как в клинике, так и по данным повторного психологического обследования.

Так, например, пациент С. 1982 г.р., и/б 11800, обратился в марте 1999 года с жалобами на раздражительность, утомляемость, неустойчивый сон. Своё состояние связывал с интенсивной интеллектуальной нагрузкой (занятия в школе, подготовительные курсы). Анамнез - не отягощен, наблюдался аллергологом с диагнозом бронхиальная астма.

Психологическое тестирование - в границах нормы, однако в клинической картине выражена тревожная симптоматика, эмоционально вегетативная неустойчивость и сниженная активность. Проведены психокоррекция, семейная психотерапия, назначены: глицин 300 мг в сутки, берокка, контрастный душ. Через неделю - повторная психокоррекция, семейная психотерапия.

Динамическое наблюдение и повторное тестирование, проведённые через два месяца, выявили, что жалоб у подростка нет, считает, что за истекший период "стал самим собой", выше фон настроения, более устойчив к психологическим нагрузкам.

Тестирование указывало на положительную динамику: уменьшилась тревожность и эмоциональная лабильность, улучшилось настроение. Вместе с тем повысилась импульсивность, неудовлетворённость ситуацией домашней гиперопёки.

Пациент приглашен для дальнейшей работы.

Пациенты с расстройством адаптаций и наличием более выраженных депрессивных нарушений жаловались на падение активности, работоспособности, снижение способности радоваться, нарушение сна, похудание. Выявлялась заниженная самооценка и неуверенность в себе. Развитие подобных состояний сопровождалось как психотравмирующей ситуацией, так и наличием соматической патологии. Сопутствующими заболеваниями у 2-х подростков был гепатит С, у 2-х - гастродуоденит с гиперсекрецией желудочного сока, у 1 - ювенильная струма. Подобное состояние расценивалось нами как депрессивная реакция (шифр F-320 и321 МКБ-10), что подтверждалось данными психологического тестирования. Проводились повторная психокоррекция, семейная психотерапия, назначались препараты, улучшающие метаболизм клеток мозга в сочетании с вегетотропными нейролептиками, витаминотерапией, массажем воротниковой зоны, лечебной гимнастикой. Наблюдение за подростками и динамическое психодиагностическое тестирование проводились через две недели и продолжались в течение нескольких месяцев.

Психологическое тестирование указывало на выраженную депрессивную симптоматику с ярким соматическим компонентом. Отреагирование эмоций жестоко подавлялось, что увеличивало риск психосоматических нарушений. Проводились повторная психокоррекция, семейная психотерапия, назначались эглонил по 50 мг в сутки, глицин 200 мг всутки, витрум.[14] Лекарственная терапия - в течение 1 месяца. В последующие месяцы - витаминотерапия, глицин по 300 мг в сутки.

Динамическое наблюдение выявило положительную динамику в психическом статусе: выше фон настроения, менее напряжен, более свободен в общении с окружающими. Это подтверждалось и данными повторного тестирования: шкалы невротической триады (1,2,3) проделали существенную положительную динамику, особенно шкала депрессии (2). Выраженная депрессивная симптоматика блокировала самопроявление. Снижение показателей этой шкалы указывает на большую раскрепощенность в поведении, возможность быть более уверенным в отстаивании своих позиций, что подтверждается подъемом показателей шкалы самовыражения (4) и увеличением способности к межличностному общению(8). При снижении депрессивной симптоматики становится менее выраженной соматизация эмоционального напряжения, что подтверждается клиникой и снижением шкалы ипохондрии (1). Эти данные указывают, что ведущими в картине заболевания были депрессивные проявления, формирующие как психическую, так и соматическую картины заболевания. Обращает на себя внимание то, что за время наблюдения за пациентом не было обострений и хронического гастродуоденита. Работа с пациентом продолжается и в настоящее время.