регистрация / вход

Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук

Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

МФ НОУ ВПО
«Санкт-Петербургский

Гуманитарный университет Профсоюзов»

Заочный факультет

Контрольная работа

По дисциплине: психология и педагогика

Тема: Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук.

Выполнила:

Студентка II курса

Факультета культуры

Группа: СКД 6-07

Давыдова Надежда Вячеславовна

Т.8-963-360-37-54

Проверил:

Мурманск 2008


Содержание

Введение

1.психология как наука

2.предмет психологии

3.связь психологии с другими науками

4.методы исследования в психологии

5. Место психологии в системе наук

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.


1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлении, которые изучает современная психология (рис. 1).

Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии.

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления .

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем — это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания.

Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающем мире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела.

Значительный импульс для выделения в самостоятельную научную дисциплину психология получила и от сложившегося понимания физического здоровья индивида и накопившихся наблюдений о влиянии состояния души на состояние тела.

Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и обусловливает поиск системных подходов, системообразующих, методов структурирования накопленного знания. Долгие годы с разной степенью обострения велись философские дискуссии о первичности-вторичности бытия-сознания. Философия материализма отводила сознанию функцию отражения бытия, утверждая приоритеты материального, обусловливающего процессы в сознании, детерминирующего их. Философия идеализма утверждала противоположную детерминацию — обусловленность событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, достигшие крайностей, и породили множество психологических теорий, не поддающихся согласованию между собой. В начале XXвека философским баталиям был положен конец. Открытый Н. Бором (1927 г.) принцип дополнительности (комплементарности) перечеркнул в очередной раз «основной вопрос» философии.

Универсальное правило, сформулированное Н. Бором, — «Противоположности — не противоречия, они дополнения» — послужило новой методологией не только для естественных, но и гуманитарных наук. Оно сформировало новую методологию для развития психологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новое мышление, новую технологию коммуникаций и поведения. Принцип дополнительности служит методологическим основанием теории самоорганизующихся систем (синергетики), самой сложной из которых является человек со своим сознанием, динамичность состояния которого можно описать на шкале: «хаос — порядок». Самоорганизация предполагает вместо борьбы противоположностей, неизбежно влекущей разрушение, переход к их взаимному дополнению, созиданию, сотрудничеству, сотворчеству. Новая философия предполагает самостоятельность, самоопределение — свободу выбора решений, правил, способов поведения и деятельности, понимания всего внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретных ситуаций), их дополнение и взаимопроникновение. Все это — процессы самоорганизации сознания.

Новая психологическая парадигма, основанная на синергетических подходах, требует прежде всего системного подхода в понимании сущности сознания, которое нельзя рассматривать вне зависимости от окружающего мира, его структуры и наполнения. 1. Каждый из нас часть природы, ее вид, причем особенный, называемый индивидом. Сознание индивида обусловлено природой, рождением, родом, т.е. обладает свойствами, переданными по наследству. Специфично сознание женщины и мужчины (не зря мы говорим «женская логика», «мужской поступок»), отличительные черты вносит в сознание возраст (вспомните пословицу: «Если бы молодость знала, если бы старость могла»), как наследственный признак проявляется темперамент и отдельные черты характера. Доказано, что взаимодействие с природой обусловливает состояние здоровья, психического (души) и физического (тела), так же, как доказана их взаимосвязь и взаимовлияние.

Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем виде, так и во внутреннем образе, которые дополняют друг друга, находятся во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.

Неодухотворенное лицо не может быть красивым, а если такая красота и признается, то называется холодной.

2. Индивиды, вступая во взаимодействие, обретают определенную значимость для себе подобных, обретают социальное лицо. Общение, взаимодействие с другими людьми наполняет сознание определенным содержанием, образуя его социальную сущность. В социуме каждый предстает как личность, которая приносит другим определенную пользу, размер которой и определяется личностностью и сопровождается соразмерным уважением (обратите внимание на близость с понятием важность). Кто-то уважению уделяет больше внимания, кто-то меньше. Кто-то его добивается целенаправленно разнообразными средствами, к кому-то оно приходит само собой, но соразмерно заслугам перед социумом (личность — семья — группа — общность — общество — мировое сообщество). В этом процессе становления личности, обретения индивидом личностности немалое значение имеют особенности индивида, подбирающего для себя «социальные мундиры», которые не могут быть ни велики и ни малы, а должны быть в самый раз. Личностная позиция проявляется во множестве социальных ролей (пассажир, покупатель, ученик, учитель и т.д.), которые либо краткосрочны, либо долгосрочны и требуют от индивида способности владеть этой ролью, научиться ее исполнять. Плохое исполнение воспринимается окружающими как плохое поведение. Именно социальную составляющую нашей жизни характеризует мудрое высказывание У. Шекспира: «Вся жизнь — театр, все женщины, мужчины в ней — актеры». Груз исполнения социальных ролей напрягает, влияет на состояние психического здоровья, а через него и физического. Это важно понимать и отслеживать соответствие социальной ноши собственным способностям, регулировать их, уравновешивать.

3. Особенность индивида состоит в том, что рождается он с предрасположенностью к мышлению, производству собственных мыслей, творчеству, разумности, духовности, что и составляет в сознании человеческое, духовную сущность, что придает индивиду особый статус «гомо сапиенс» — человека разумного. Это еще одна детерминация сознания — причастность к духовному пространству. Так же, как природу и социум изучает множество разных наук, духовность является объектом исследования для философии и религии, психологии и педагогики, человековедения, культурологии и других наук, каждая из которых старается объяснить свой особый аспект, соответствующий своему предмету. Ограничимся и мы в нашей учебной дисциплине рассмотрением понятий сообразно предмету психологии, изучающей дух, душу, сознание, его статику и динамику, процессы и явления, правила и закономерности. Рассмотрим место, роль и влияние духа на все пространство сознания во внутреннем и внешнем, на его проявление в действиях, поведении, деятельности. Проявление духовной составляющей в позиции, целях, содержании, методах, результате осознания отличает деятельность одного от деятельности другого, характеризует степень гуманизации социальных процессов, демократизации социальных отношений. А состояние духа конкретного человека определяет степень его уверенности, гуманности и других проявлений состояния сознания. Некоторые отождествляют «дух» с запредельным, трансцендентным, божественным и потому не одобряют его упоминание всуе. Вероятно, они правы, как правы и те, кто не представляет нашу обыденную жизнь без духовности, понимает ее каждодневное влияние на конкретные события и ратует за то, чтобы вернуть ее в нашу жизнь, распространить и усилить. Наверное, у каждого есть свое субъективное представление о духе в нашем сознании и бытии, и это хорошо, потому что свидетельствует об определенном интересе к данному вопросу и, стало быть, к тому, что думают по данному поводу другие. Например, Л.Н. Толстой определил дух как стержень сознания. Вполне приемлемый образ, ибо, когда нам не хватает веры и силы — мы говорим «пал духом», «духа не хватило», и наоборот, слова «сильный духом», «воспрял духом» говорят об обретении твердости, уверенности, способности к действиям. Именно в духе существует вера, надежда, любовь, и проявляется он, по словам

Н.А. Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвящено огромное количество размышлений в культуре восточной и западной, и соединяющей их культуре российской. Все сходятся, например, в том, что дух поднимает над обыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы, позволяет «не оскотиниться».

Все пространство сознания можно условно представить в виде трех составных частей: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, где происходят процессы осознания, и сверхсознание — пространство, где «душа одухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена на психологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа. Наш курс, связывающий психологию с педагогикой, будет посвящен в большей степени изучению процессов осознания, которые изменяют внутренний образ и потому могут быть названы образовательными процессами.

В отношениях с окружающим миром человек выступает как субъект собственных действий, взаимодействий. Его субъектность в осознании взаимодействий с миром можно описать по цепочке:

- осознание состояния своего сознания (внутреннего);

- осознание окружающего мира (внешнего);

- осознание контакта с окружающим миром (взаимодействие внутреннего и внешнего);

- осознание влияния взаимодействия на состояние сознания (внутреннего).

В этих отношениях присутствуют сложные связи субъективного и объективного, идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного и материального, сознания и бытия.

Психология изучает сознание как причину и следствие взаимодействия субъекта с окружающим миром, внутренние и внешние влияния на состояние сознания. Его живое состояние предполагает постоянное изменение и, стало быть, процессы роста, в которых рождается и преобразуется некоторая информация; будучи усвоенной, она становится внутренним знанием, содержанием.'

В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляется новый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворенность рожденным, радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождают состояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояние соединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольный характер.

Вместе с тем имеют место не только естественные, но и искусственные, волевые процессы. Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называют произвольными: произвольное внимание, т.е. сопровождаемое установкой «обратить внимание», произвольное восприятие — «воспринять», произвольная память — «запомнить». Эти психические процессы происходят под контролем, под управлением, в них отслеживается результат. Такого типа процессы отличаются включенностью в деятельность. Психика в деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, главный среди которых — осознание, включающее в себя осознание мотивов («для чего?»), содержания («что?») и способов деятельности («как?»). Этот процесс может носить импульсивный, неорганизованный характер, когда во время деятельности возникает тот или иной из перечисленных вопросов, в разные моменты, в разной последовательности. А может быть четко организован циклом осознания действий «до» и «после» их свершения, последовательными ответами на вопросы: «для чего?», «что?», «как?».

Человечество, вступившее в новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Ее систематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А что человек знает о себе? Эти знания сфокусированы в системе психологической науки, которая в XXв. получила статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительно расширяется.

• Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» — душа, «логос» — учение).

• Затем психология расширила свой предмет и изучает сознание, семантический смысл которого — сопряженный непрерывный переход информации в знание (сознание).

• На следующем этапе психология опять расширила свой предмет и, разомкнув круг сознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего.

• Дальнейшее расширение предмета исследования произошло в процессе рассмотрения психологии коллективного субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) и деятельности. Расширение предмета психологии по изучению понятия «деятельность» было новым этапом, в котором немалые заслуги принадлежат советской психологии. Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую систему сознания, его структуру и функции, но и его отношения с миром внешним, предметным, объективным. Методы исследования внешнего мира, направленные на изучение мира внутреннего, стали методами психологических исследований. Накопление знаний о душе, которое происходило в процессе осознания человеком самого себя, послужило первым этапом зарождения психологической науки как части философского знания. Осознав априорный характер категории «душа», заданный природой, наука породила категорию «сознание», имеющее в силу своей сложности разнообразное трактование: в семантическом смысле — это накопление знаний (сознание: знание + знание +...), их субъективное соединение во внутреннем мире; в философском смысле согласно теории отражения «сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира»; в технологическом смысле сознание — формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом — сознание определяет отношение к миру, оно содержит компоненты: природный — генетическую информацию; социальный — информацию, впитанную в социальном общении; духовный — информацию, произведенную собственным разумом — понимание, озарение.

Второй этап становления психологической науки — накопление информации о человеческом сознании. Многочисленные усилия сделать сознание прозрачным, простым для понимания оказались неадекватными результату. Сфера сознания продолжала оставаться загадочной, «вещью в себе» и породила психологическое направление — бихевиоризм, который от безысходности попыток проникнуть в суть сознания, поставить эксперимент, провести измерения, т.е. организовать научные исследования известными методами, объявил предметом психологии — поведение как внешнее проявление сознания, как совокупность действий. Такой подход позволял ставить эксперименты, проводить наблюдения, т.е. опираться на факты проявления особенностей сознания. Изучение поведения преодолело узость предмета психологии, расширило его границы, обеспечило возможность соединения внутреннего и внешнего, изучения отношений субъективного и объективного. Однако достоинство, нарушив меру, превратилось в недостаток. Излишняя материализация объяснения духовных процессов породила несоответствие, проблему, конфликт. Бихевиоризм подвергся критике за чрезмерный механицизм в объяснении поведения и снова встал вопрос о предмете психологии. И здесь опять оказалась востребованной философская парадигма отношений бытия и сознания. Единство сущности и явления, выражающееся в отношениях идеального и реального, отразилось в понимании осознанности действия.

• Функция осознания целей проявляется в реальной деятельности как самоопределение, основанное на соответствии внутреннего и внешнего, потребностей и условий. Эти процессы получили название мотивации (активизации внутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям).

• Функция осознания критериев деятельности, их выбора в собственном внутреннем содержании и соотнесения с внешними нормами, правилами деятельности — также предполагает философское понимание отношений сознания и бытия как отношений теории и практики в их современном состоянии.

• Функция осознанности способов деятельности проявляется в осознании метода, соотнесенного с осознанием собственных способностей.

Таким образом, связь внутреннего и внешнего состоит из «прямой» и «обратной». Первичное осознание — проектирование действия, вторичное осознание — рефлексия, осознание после совершения действия. Взаимопроникновение этих процессов предполагает осознание собственного сознания, что философия называет самосознанием. Если говорить о современном состоянии предмета психологии, то вероятно — это самосознание. Самосознание предполагает осознание природной компоненты («оставаться самим собой»), осознание себя как личности («иметь свое лицо»), осознание собственного духа (уметь поддерживать «стержень сознания — дух», силу духа).

3.СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ СДРУГИМИ НАУКАМИ

Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов сознания образует его целостность. Однако их следует различать.

Физиология, изучая механизмы функционирования организма, позволяет психологам понять сложнейшие формы психической деятельности, установить отношения между здоровьем физическим и здоровьем психическим. Важнейшая психологическая категория — саморегуляция — разрабатывается на основе физиологии высшей нервной деятельности, обеспечивающей «уравновешивание» организма со средой, понимание себя в ней.

Многие явления психической деятельности не могут быть полностью поняты и объяснены физиологическим подходом. Необходимо понимание влияния социума на личность: психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива, психология общества подчеркивают значимость влияния социума на сознание, в чем и состоит связь психологии с социологией.

Связь психологии с философией, как говорилось ранее, самая непосредственная. Еще со времен Платона рассматривалась связь между душой (иррациональное) и духом (рациональное). Ограничение предмета современной психологии изучением души неправомерно, и его расширение включает понятие духа как силы самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей разумные потребности. В отношениях с людьми дух проявляется как духовность, как чувство долга, совесть, желание делать добро; в отношениях с природой — как стремление творить красоту, созидать, препятствовать разрушению в духовном и материальном, стремиться к гармонии.

Категория сознания — междисциплинарное понятие. Огромное количество учебных дисциплин, отраслей научного знания считают ее своим предметом изучения, исследования. Философия и религия, наука и искусство, мораль и право многие века пытаются понять, объяснить сущность и явление человеческого феномена, называемого сознанием. Не только сущность сознания, но и возможность его познания разделила мудрейшие умы человеческой истории на идеалистов и материалистов, агностиков и релятивистов. Многовековая история познания человеком окружающего мира и себя в нем накопила множество взглядов на сущность сознания. Теологи рассматривают сознание как искру божественного разума. Идеалисты отстаивают его первичность по отношению к материи. Материалисты определяют как форму отражения объективной действительности, свойственную лишь человеку. Новый взгляд на категорию сознания складывается благодаря всеобъемлющему принципу дополнительности применительно к отношениям духовного и материального, внутреннего и внешнего.

Сознание как совокупность знания об окружающем мире и о себе в нем формируется в непрерывном взаимопроникновении внутреннего и внешнего, идеального и реального, духовного и материального. Именно такое определение позволяет представить его состоящим из взаимопроникающих компонентов био — социо — дух: приходная составляющая, полученная от рода; социальная составляющая, полученная от всех элементов социума; духовная составляющая, приобретаемая в собственных открытиях, творчестве, инсайте, совокупность которых и создает «субъективный образ объективного мира».

Сущность сознания в двух доминантах: рефлексивной (отражательной — объективного в субъективном, реального в идеальном) и творческой (проектирование реального в идеальном), которые во взаимопроникновении образуют единство и целостность. Эволюция человеческого организма в его адаптации к окружающей среде породила механизм биологической адаптации — ощущения, возникающие при контакте с окружающим миром. Ощущения, восприятие, впечатления, переживания, память, внимание, мышление создают основу сознания, и, стало быть, оно субъективно. Существующие в объективном мире предметы в сознании существуют как образы внешнего мира, которые не всегда адекватны оригиналу. Отождествление образа и предмета снижает значимость субъективности, а ее преувеличение приводит к противопоставлению идеального и реального. Субъективный образ — это идеальное состояние материального предмета. Идея — это образ некоторой действительности, способной ее реализовать. Она материализуется в некий проект как осознание деятельности и реализуется через конкретные действия, направленные на преобразование реальности.

Воздействие на окружающий мир, его преобразование в сознании зарождается как стремление улучшить мир, устранить то, чем недоволен, что не устраивает. Сознанию присуща активность, творческое переосмысление действительности. В этой связи сложилось понятие общественного сознания, которое также включает уровень потребностей конкретного социума, уровень развития способностей и культуру, применительно к элементам социума — субкультуру. Общественное сознание в сложившемся понимании — это сознание общества, в атмосферу которого погружены его элементы: семья, группа, коллектив, общность. Оно активно формирует представления, понятия, определения для систем более низкого порядка, подвергая деформации их субъективные состояния осознания мира.

Главное свойство сознания как всякой системы — целостность, которую обеспечивают внутренние и внешние потоки информации. Будучи непрерывными и различными по интенсивности, они и определяют состояние сознания. Разрывы в потоках информации, нарушение сопряженности, плавного перехода одной дозы информации к другой воспринимаются как нарушение целостности, отклонение от устойчивого состояния и вызывают внутреннее беспокойство. Возникает потребность устранить разрыв, совершить действия, направленные на получение необходимой информации: что-то увидеть, что-то услышать, что-то понять, что-то почувствовать. Действия — самые разнообразные: открыть глаза, открыть окно, открыть книгу, напрячь свое внимание, свое восприятие, свою память, организовать свое мышление, произвести мысль (в поисках связей), оформить ее в тезис и т.д. Таким образом, разрыв в сознании может быть устранен в процессе производства собственных мыслей, в процессе потребления внешней информации. Два эти процесса производства и потребления — равнозначны и обеспечивают внутреннюю гармонию. Их равная значимость в сознании адекватна равной значимости в бытии. Таким образом формируется рыночное мышление (произведи — оформи — обменяй), предотвращается столь распространенная потребительская позиция («взять готовенькое», «пусть мне кто-то что-то даст»). Разрыв в сознании аналогичен разрыву кожного покрова (рана), разрыву кости (перелом, травма) и требует длительного процесса заживления, иногда с применением дополнительных препаратов. То, что касается нашего тела в силу очевидности процессов, нам понять легче. То, что касается нашего сознания — куда труднее, Так уж сложилось исторически — первична для нас материя. А первична ли? Многое зарождается сначала в сознании, а затем воплощается в бытие, если речь идет о «гомо сапиенсе». Возвращение к заклейменному нами ранее идеализму — тоже не панацея. Ответ на вопрос о приоритетности, о первичности в конкретных действиях бытия или сознания найден — они дополняют друг друга, находятся в состоянии взаимопроникновения, континуума.

4.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера, Сти-венса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

Наряду с математизацией и технтизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается, психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.

В табл. 1 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т. е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Таблица 1

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной метод Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Моделирование

Лабораторный

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когдаисследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.

Опрос представляет собой, метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос , при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание .

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные . В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный . Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данноеявление и делают выводы о его природе.

Модели могут бытьтехническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это—попытки построения персептронов— машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

5. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Психику и поведение человека невозможно понять без значения его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знания строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации-орудия труда и знаковые системы. Человек - бисоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе ,в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного),о природе человеческого сознания и деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменение предмета психологии, и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией – биология или философия.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы – у философии.


Список использованной литературы

1.В.С. Мухин 1985 г., детская психология

2.В. Крутецкий - основы педагогики и психологии 1972 г.,

3.Популярная психология - христоматия-1990 г.,

4.Немов Р. С.Психология. 1. Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.:

Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.,

5.Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. Пособие для вузов. 2003 г.,

6. В. Крутецкий учебник психология 1990 г.,

7. Л. Григорович учебник психология 2006 г.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий