Смекни!
smekni.com

Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности (стр. 4 из 6)

В преступном поведении можно встретить расхождение между провозглашенными намерениями и реальными мотивами. Если они не совпадают, то не только по причине того, что преступник желает обмануть окружающих, включая представителей правоохранительных органов. Скорее, дело в неосознаваемости значительного числа мотивов преступлений, которые из-за этого не совпадают с высказанными намерениями. То, что на первый взгляд представляется налоговым преступникам в качестве ведущего мотива, в действительности может оказаться одним из второстепенных стимулов или вообще не иметь никакого стимулирующего значения. Поэтому перед сотрудниками правоохранительных органов (впрочем, как и для многих исследователей, занимающихся рассматриваемой проблемой) стоит задача кропотливого поиска подлинных мотивов преступлений. При этом следует отчетливо понимать, что мотив и мотивировка - далеко не одно и то же. Между тем именно мотивировка, данная следствием или судом или самим преступником, юристами, научными и практическими работниками, воспринимается именно как мотив. Нередко мотивировки, данные обвиняемым, кладутся в основу определения мотивов, формулируемых затем следствием и судом в их процессуальных актах.

Таким образом, мотивировка - рациональное объяснение причин действия посредством указания на социально приемлемые для данного преступника и его окружения обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка выступает как одна из форм осознания мотивов; с ее помощью налоговый преступник иногда оправдывает свое поведение или маскирует его с целью психологической защиты, внутреннего оправдания нарушения установленных правовых предписаний. При этом, понимая, что он нарушает закон, налоговый преступник оправдывает свои действия тем, что печется, например, о благе руководимого им предприятия. Впрочем, не следует упускать из виду и те случаи, когда посредством мотивировки пытаются скрыть подлинные мотивы.

Ценности окружающего мира усваиваются, накапливаются человеком с самых ранних этапов его развития и могут мотивировать его поведение, они могут выступать в качестве побудительных сил человеческой активности. При этом ценности человека в различные периоды времени могут существенным образом видоизменяться. Наиболее стабильные ценности могут и не охватываться сознанием и на этом уровне мотивировать поведение, совокупность мотивов шире ценностно-нормативной системы личности. Поэтому объектом индивидуального предупредительного воздействия на личность налогового преступника должна быть вся мотивационная сфера, а не только какие-либо ценности. В то же время именно ценности личности в силу рационального характера многих из них в наибольшей степени могут поддаваться изменению и перестройке, в чем видится одна из основ успеха профилактики преступных проявлений на личностном уровне.

Между тем правоохранительные органы далеко не всегда могут правильно определить мотивы преступного поведения налоговых преступников. Причин подобного положения дел несколько. Во-первых, определяя мотив, правоохранительные органы исходят из перечня, который имеется в некоторых статьях уголовного закона, за пределы которого, даже если это диктуется обстоятельствами дела и личностью виновного, как правило, не выходят. В ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ мотив вовсе не указан. Обычно указываются квалифицирующие наиболее опасные виды налоговых преступлений, и не более того. Во-вторых, правоохранительные органы при определении мотивов руководствуются давно устоявшимися, устарелыми представлениями, не соответствующими современным достижениям психологии о субъективных источниках человеческой активности. В-третьих, многие работники следствия и суда примитивно считают, что корыстные преступления совершаются из корыстных побуждений, а насильственные - из насильственных.

Таким образом, выявление и изучение мотивов преступного поведения важны не только для расследования налоговых преступлений, предупредительной работы с налоговыми преступниками, правильной квалификации преступлений, но и для решения более общих задач профилактики преступности. Имеется в виду типология личности преступника в зависимости от мотивов преступного поведения. Созданные на этой основе, они будут весьма ценны именно в профилактических целях, поскольку нельзя успешно предупреждать преступления, если не знать мотивы, по которым они совершаются .

Большую роль психология личности играет в предупреждении преступлений, благодаря исследованию механизмов формирования личности и тех факторов, которые на него оказывают влияние. При совершенном преступлении в процессе его расследования характеристики личности необходимы для установления подозреваемого лица и формирования тактики сотрудничества с ним. Так, например, следы преступления превращаются во фрагменты портрета личности преступника, определяющие оперативно-розыскную работу, а его личностные особенности становятся необходимыми для построения тактики допроса, направленной на получение правдивых показаний.

Оценка личности необходима для применения меры пресечения, осуществления справедливого наказания с учетом особенностей данной личности, для конструктивного соотношения карательных и реабилитационных мер, осуществления продуктивного подхода к процессу реабилитации такой личности. При освобождении от уголовной ответственности или досрочном освобождении закон оперирует понятием общественной опасности лица, совершившего преступление. В это понятие прежде всего включаются его жизненная позиция, направленность личности, устойчивые личностные черты, которые способствуют или препятствуют совершению рецидива.

Личность человека, преступившего закон, может характеризоваться по-разному, в зависимости от того, какие психологические структуры сыграли в преступном проявлении большую роль.

На предварительном следствии практически не ставится задача изучения преступной личности, поскольку изучение личности обвиняемого подчинено решению вопросов расследования конкретного преступления, когда устанавливается личность обвиняемого, избираются меры пресечения, формируется тактика проведения следственных действий и оказания воспитательного воздействия, избрания меры наказания, определения причин преступления и внесения предложений по их предупреждению.

При изучении преступной личности всегда ставились вопросы, почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть установленного наказания, почему совершает корыстные (налоговые) преступления, не имея порой материальной нужды. По-разному у личностей происходит принятие преступного умысла, разный смысл имеет совершенное деяние, как действие, так и бездействие.

Преступление, рассматриваемое как вид деятельности, будет иметь ту же структуру, что и любая деятельность, в которую входят потребность, цели, мотив, действия и операции. Преступное деяние будет побуждаться потребностью, направляться на мотив и окрашиваться им в личностный смысл. Преступлений без мотива не бывает, бывают трудности в установлении мотива, т.к. он может быть скрытым не только для окружающих, но и для субъекта преступления, поскольку не всегда осознается.

Психология личности добросовестного налогоплательщика

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, налогоплательщики - как психологически "противостоять" трудностям, возникающим в процессе их экономической деятельности (конфликтам, в нашем случае - налоговым проверкам, проверкам органов внутренних дел, возбуждению уголовного дела и т.д.).

Представляется, что отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок, т.е. в содержательной стороне сознания. Именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения.

Изначально все налогоплательщики имеют равные права и обязанности, однако одни совершают налоговые преступления и правонарушения, а другие нет. Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее потребностей, интересов, мотивов действия.

Исследуя механизм законопослушного поведения как антипода преступного, А.Р. Ратинов установил, что в нем отсутствует какая-либо самостоятельная фаза психической деятельности, а факторы, его детерминирующие, соотносятся как внутренний и внешний социальный контроль .

Переходя к изучению личности добросовестного налогоплательщика, первое, с чем мы сталкиваемся, - это необходимость разъяснения понятия "налогоплательщик".

Плательщиками налогов в России являются юридические и физические лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплате налогов.

Налогоплательщиками являются физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянное место жительства в России .

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах и обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы .

Под добросовестным налогоплательщиком понимается лицо, у которого осознанно добровольно произошло изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога. Иными словами, это налогоплательщик, надлежащим образом исполнивший налоговые обязанности.