Смекни!
smekni.com

Психология личностной отображаемости и идентичности (стр. 2 из 2)

Данная особенность фотографии позволяет установить новые формы ее использования в психологической, в частности психокоррекционной практике, - как способ трансформации отношения личности к себе, значимым другим, своему внешнему облику и в целом к собственной жизни посредством социально-психологической интерпретации визуальных знаков (отдельных элементов фотоиображений).

Индивидуальность личности в сфере идентификации

Существует множество подходов к определению личности, существует и множество психологических теорий личности. Но все они, на наш взгляд, могут быть сведены к двум основаниям в связи с проблематикой исследования:

во-первых, рассмотрение личности как структурного образования;

во-вторых, типологизация личности через выделение критериев.

Первое направление исследований посвящено анализу личности, как образования, состоящего из элементов, объединённых в некую целостность. Личность рассматривается как уникальный сплав элементов. В зависимости от того, какие элементы будут рассматриваться – можно увидеть разные варианты структуры, отражённые в теориях личности. В рамках второго направления исследований, личность как тип, многочисленные различия между человеческими индивидуальностями сводятся к определенным категориям. Поиск характеристик определенных типических различий у людей обусловлен, прежде всего, исследовательской установкой: разделение объектов и их группировка необходимы для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Тем самым преодолевается с одной стороны, уникальность личностной организации, а с другой стороны, её очевидное единообразие.

В отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов) неоднократно подчёркивается факт, что личность представляет собой особое образование, которое не может быть выведено из приспособительного адаптивного поведения. Личность, выступая как активная структура в развивающейся системе отношений, оказывается носителем двух тенденций: тенденции к сохранению, воспроизведению родового опыта системы и тенденции к изменению, «расширенному воспроизводству», что обеспечивает появление в системе инноваций. В первом случае, личность будет проявлять утилитарные функциональные качества, в которых личность и система будут выступать как одно неразрывное целое; а во втором - в личности будут проявляться самобытные индивидуальные системные качества, возникающие благодаря включению личности в систему общественных отношений. Таким образом, существует предрасположенность индивида или группы индивидов определённым образом реагировать на явления социальной действительности, имеющих некоторую систему оценок, представлений социальных объектов, а также готовность действовать по отношению к ним определённым образом.

У каждого человека существует свой уникальный образ мира, социальной действительности. Человек формирует свой «жизненный мир», активно простраивает своё «субъективное жизненное пространство», через которое затем и взаимодействует со средой, принимая её, но сохраняя свою индивидуальность. Постоянно взаимодействуя с социальной реальностью, человек одновременно преобразует и эту реальность и себя. Социальная ситуация, действительный мир находят своё отражение в индивидуальности человека и затем воссоздаются, транслируются им. Изменение жизни, изменения социальной ситуации предполагают и изменение человека, через принятие новых условий и их интеграцию. Воспринимая и адаптируясь к новой социальной ситуации, человек опирается на свой предыдущий опыт, на собственный образ мира. И потому у каждого будет разная мера изменчивости и внутренней согласованности «жизненного мира», что будет влиять на эффективность принятия изменений социальной реальности: от принятия и интеграции новых социальных условий, до полной социальной дезадаптации.

Сам термин «социальная реальность» не имеет однозначной трактовки. Поэтому представляется важным операционализировать данное понятие, тем самым, сделав его более доступным для исследований. Сущность социальной реальности можно определить через набор социальных взаимосвязей, с которыми человек себя идентифицирует или от которых он себя отличает. То есть в социальном контексте необходимо выделить некоторые системы и анализировать взаимодействия человека именно в контексте конкретных социальных систем, социальных «сред». Нам представляется целесообразным опираться на концепцию Э.Тоффлера, позволяющую рассматривать социальную действительность как единство пяти систем, связанных временной перспективой:

• «люди» - набор персонажей, с которыми связан опыт человека,

• «вещи» - множество созданных человеком материальных предметов, окружающая обстановка, сотворённая при помощи технических средств

• «места» - определённое место действия или арена опыта человека,

• «организации» - расположение человека в организационной сети общества,

• «идеи» - контекст идей или информации.


Заключение

Через специфику взаимодействия человека с каждой из сред, можно увидеть особенности включения человека в социальную реальность. Более того, определяя социальную реальность через систему сред идентификации, можно выйти на проблему познания индивидуального способа включения, прикрепления человека к социальному миру. Но чтобы понять, каким образом, и с помощью какого механизма встраивается, преломляясь, социальная реальность в жизненный опыт личности, необходимо учитывать и внутренние детерминанты, такие как, направленность личности на изменение или сохранение.


Список литературы

1. Белинская Е.П. (2007) Идентичность личности в условиях социальных изменений. Диссертация доктора психологических наук. М., 2007.

2. Павлова О.Н. (2008) Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2008.

3. Иванова Н.Л. (2008)Психологическая структура социальной идентичности. Диссертация доктора психологических наук. Ярославль, 2008.

4. Баклушинский С.А., Белинская Е.П..(2007) Развитие представлений о понятии «социальная идентичность»// Этнос Идентичность. Образование М.: ЦСО РАО, 2007.

5. Басин, Е.Я. (2008) «Гордиев узел» моды / Е.Я. Басин, В.М. Краснов // Мода: за и против: Сб. статей / Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство.

6. Винникотт, В. (2007) Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарных исследований.

7. Лакан, Ж. (2007) Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте // Ж. Лакан Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда.

8. Лабунская, В.А. (2009) Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс.

9. Лабунская, В.А. (2008) Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я / Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. – М.: Институт психологии РАН, 2008.

10. Малкина-Пых, И.Г. (2007) Телесная терапия. – М.: Изд-во Эксмо.