Смекни!
smekni.com

Психосоматические аспекты функционирования сердечно-сосудистой системы (стр. 2 из 3)

Ребенок с рождения легко владеет процессом нервного возбуждения. Он самостоятельно просыпается, чувствует потребность в играх, движении, активной деятельности. А вот процесс торможения надо воспитывать. Пока психика ребенка незрелая, он не в состоянии самостоятельно заснуть, успокоиться после бурных игр, переносить длительную неподвижность.

1.2 Психологические факторы, влияющие на сердечно-сосудистую систему

Психологические факторы — нарушение системы значимых отношений личности, рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношений, различные типы внутриличностных конфликтов, преморбидные особенности личности, характерные для неврозов, — обнаруживаются и при психосоматических заболеваниях (Luban-Plozza В., PoldingerW., 1985), к которым большинство авторов относит ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, и некоторые другие (Губачев Ю. М., Стабровский Е. М., 1981; Карвасарский Б. Д., 1982).

В своем развитии психосоматическая медицина прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция. В соответствии с ними рассматривалась роль нарушений семейных взаимоотношений и строилась модель семейной психотерапии.

Алекситимия не является предрасполагающим фактором в развитии психосоматических расстройств — она характеризует больных неврозами, шизофренией, а кроме того, встречается и у здоровых людей.

Источники алекситимии усматриваются в дисфункциональных стереотипах взаимоотношений в семьях, где не поощряется свободное выражение чувств, особенно при столкновениях с реальностью и ломкой жизненных стереотипов.

Завершая обзор основных направлений развития психосоматической медицины, необходимо подчеркнуть, что патогенез соматических заболеваний не может быть объяснен действием какого-нибудь одного этиопатогенетического фактора. Они находятся в сложной констелляции и определенным образом иерархизированы. Многие из них формируются под влиянием семейного окружения. В частности, родительская семья, в которой индивид родился и вырос, играет ведущую роль в формировании таких патогенетических факторов психосоматических заболеваний, как конверсия, профиль личности (тип акцентуации характера), инфантильность («десоматизация — ресоматизация»), алекситимия.

Родительская семья и собственная семья пациента могут способствовать понижению толерантности к стрессовым ситуациям, сенсибилизации к «утратам значимого объекта» и наклонности к соматизированным депрессиям.

Исследователями были выделены три типа отношений родительских семей и больных с психосоматическими расстройствами:

1) «Связывание» — характеризуется жесткими стереотипами коммуникаций; дети инфантилизируются, их эмоциональное развитие отстает.

2) «Отказ» («отвержение») — ребенок как бы «отказывается» от своей личности, развиваются аутизм и тенденции к автономности.

3) «Делегирование». У родителей происходит сдвиг в ожиданиях по отношению к детям. Истинные достижения детей родители игнорируют, перемещая на них свои несбывшиеся надежды, т. е. манипулируют ими как со своеобразными продолжениями своего «Я» (Н. Stierlin, 1978).

Ниже мы рассмотрим этиологические и патогенетические факторы, связанные с нарушениями функционирования семьи при основных психосоматических заболеваниях сердечно-сосудистой системы.


2. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ личности на сердечно-сосудистУЮ системУ

Одним из главных факторов, влияющих на формирование сердечно-сосудистой системы является наличие эмоционально-стрессового состояния. Стресс - реакция неспецифическая, ее проявления идут на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях, возникают при влиянии сильного раздражителя, а организм реагирует запуском адаптационных механизма.

Стресс может быть физиологическим (нарушение питания, переутомление, наличие хронического очага инфекции) или психологическим (информационным или эмоциональным). В возникновении эмоционального стресса главное значение имеют отрицательные эмоциональные состояния, возникающие в результате психического перенапряжения. Иначе говоря, состояние организма, возникающее в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной, отвергаемой при невозможности избежать ее, может быть квалифицировано как эмоционально-стрессовое[4].

Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

1) по силе: шоковые, подострые, хронические (шоковые - внезапные, несущие угрозу для жизни; подострые - ситуация кратковременная, но эмоционально значимая, например, школьные конфликты, развод; хронические - ситуация длится долго, годами, это может быть хроническая школьная неуспеваемость; «неврозы выходного дня»);

2) по значимости для личности (значимые и не-);

3) по направленности информации (привносящие информацию или лишающие ее, примером последнего может быть депривация в семье);

4) по разрешимости (разрешимые, относительно и абсолютно неразрешимые травмы);

5) по длительности (кратковременные, пролонгированные, длительные).

Расстройства, как видно из вышесказанного, имеют многофакторный генез.

Человек наделен врожденным репертуаром эмоционального реагирования на дистресс вне зависимости от соматической или психосоматической природы последнего. Эти реакции регулируются подкорковыми центрами и не формируются путем подражания. Они служат для матери важным показателем состояния ребенка и обратной связью, позволяющей судить об успешности ухода за ребенком. Они закладывают индивидуальный рисунок коммуникации между ребенком и матерью, от поведения которой зависит, сможет ли он в ходе дальнейшего развития научиться правильно определять соматическое или психологическое происхождение возникающих у него стрессовых реакций.

Родители могут реагировать преимущественно на дистресс соматического происхождения, считая психологические причины не заслуживающими внимания, а чаще не умея правильно распознать их. Так «соматический язык» (или язык тела) выступает на первый план коммуникации, формируя алекситимию («выражение эмоции без слов») как особый тип конституции личности. Так называемым «психосоматическим семьям» в целом свойственна бедность психологического языка, склонность отрицать наличие психологических проблем. Кроме того, родители могут не поощрять или запрещать выражение ряда психологических обусловленных эмоций, считая это неприемлемым. Так ребенок приучается к тому, что внимание, заботу, любовь и поддержку родителей можно получить, лишь используя «поведение больного». Роль больного оказывается привлекательной, в том числе благодаря освобождению от обычных обязанностей без возложения вины за это. Болезнь ребенка может приносить и вторичную выгоду родителям: видоизменять отношения между ними, уводить в сторону от их межличностных конфликтов, тем самым стабилизировать ситуацию в семье[5].

В большинстве исследований, посвященных психосоматическим аспектам формирования сердечно-сосудистой системы, говорится о том, что в основе психосоматических расстройств лежит внутриличностный конфликт. Психологические исследования пациентов, имеющих серьезные психосоматические расстройства показывают, что у них есть общие черты:

1) Юность этих пациентов была отмечена чувством одиночества, покинутости, отчаяния. Слишком большая близость с другими людьми вызывала у них трудности и казалось опасной.

2) В ранний период зрелости эти пациенты либо установили глубокие, очень значимые для них отношения с каким либо человеком, либо получали огромное удовлетворение от своей работы. В эти отношения или роль они вкладывали всю свою энергию, это стало смыслом их существования, вокруг строилась вся их жизнь.

3) Затем эти отношения или роль исчезли из их жизни. Причины были самые разные – смерть любимого человека, переезд на новое место жительства, уход на пенсию, начало самостоятельной жизни их ребенка и т.п. В результате снова наступило отчаяние, как будто недавнее событие больно задело не зажившую с молодости рану.

4) Одной из основных особенностей этих больных было то, что их отчаяние не имело выхода, они переживали его «в себе». Они были не способны излечить свою боль, гнев или враждебность на других. Окружающие обычно считают таких больных необыкновенно хорошими людьми. О них говорят: «Ах, это такой милый, приятный человек» или «Она просто святая!». Эта «мягкость», «хорошесть», в действительности указывает на их неспособность поверить в себя, на полную потерю ими всякой надежды».

Соматические заболевания, вызванные нервным перенапряжением (стрессом) развиваются по следующему сценарию:

1) Воздействие на свое здоровье. Осознание и поиск затаенных обид, чувства вины, с целью переосмысления и высвобождения затаенных обид.

2) Вторичные «выгоды болезни», т.е. болеть иногда выгодно:

а) Болезнь «дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы.

б) Она представляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих.

в) Появляются условия для того, чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации.

г) Появляется стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения.

д) Отпадает необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами.

Для разрешения внутриличностного конфликта ученые предлагают следовать простым рекомендациям:

1) Овладение навыками расслабления, релаксации и визуализации здоровья. Этот процесс приводит к формированию положительных ожиданий.