Смекни!
smekni.com

Развитие опосредованной и неопосредованной памяти в подростковом возрасте (стр. 13 из 14)

2.4 Выводы

1. На основании сравнения данных, полученных нами в пилотажном исследовании 2006-2007 учебного года и в исследованиях 2007-2008, 2008-2009 годов, мы приходим к заключению, что наша частная гипотеза 1 о том, что условия проведения эксперимента (различные учебные заведения г. Москвы, порядок серий, изменения в стимульном материале) не оказывают значительного влияния на полученные результаты, находит свое частичное подтверждение. Это связано с тем, что дополнительное условие – влияние личности экспериментатора некоторым образом вносит различия в полученные данные.

2. Анализ результатов экспериментов разных лет, проведенных с испытуемыми подросткового возраста (6, 7, 8 классы), показал, что объем воспроизведения у подростков при картинно-опосредствованном условии запоминания был высоким, меньше всего подростки вспоминали слова при буквенно-опосредствованном условии запоминания. Условие с непосредственным запоминанием по объему воспроизведения занимает среднее положение.

3. По данным нашего исследования результаты по воспроизведению слов в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием оказались в целом похожими на закономерность, описанную А.Н. Леонтьевым. В то же время современные подростки показывают более высокий уровень воспроизведения при непосредственном запоминании, чем испытуемые того же возраста конца 1920-х гг. А это указывает на частичное подтверждение нашей основной гипотезы о том, что уровень развития непосредственной и опосредствованной памяти как высшей психической функции у современных подростков выше, чем у подростков в 1920-е годы.

4. В сериях с картинно-опосредствованным запоминанием испытуемые показали достаточно высокие результаты по репродукции слов. Такие результаты могут свидетельствовать о способности подростков устанавливать различные, включая сложные, нетипичные логические, связи, при этом удерживая их в памяти для последующего воспроизведения.

5. Нами были условно выделены способы запоминания, которые испытуемые применяли в каждой серий. При непосредственном запоминании наиболее часто наблюдался способ «Привлечение внутреннего средства», что, согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, соответствует особенностям памяти подростков. Как при КОЗ1, так и при КОЗ2 наиболее часто и эффективно использовался способ «Картинка-визуальный образ», а также способ «Ситуативно-смысловая связь». Такой результат позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев испытуемые используют сложные образные и логические связи при опосредствованном запоминании.

6. В четвертой серии испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова, то есть, не используя более сложные абстрактные связи. При этом эффективность запоминания с использованием такого способа была низкой. Напротив, если подростки применяли активную творческую деятельность для запоминания слов – трансформировали букву, «превращали» в ту, которая входит в состав слова, отождествляется букву с каким-либо образом, визуально напоминающим опосредуемое слово, то эффективность запоминания значительно возрастала. Тем не менее, в большинстве случаев показатели буквенного приема запоминания по сравнению с другими сериями оказываются самыми низкими (подтверждение нашей частной гипотезы 2). Это объясняется либо недостаточной привычностью, либо общей недостаточной эффективностью данного метода (способа) опосредствования.

Заключение

В данной работе представлено исследование развития непосредственного и опосредствованного запоминания. Наше исследование было направлено на проведение частичной репликации методики А.Н. Леонтьева по изучению опосредствованной и непосредственной памяти у испытуемых подросткового возраста.

Выдвигались гипотезы: основная гипотеза о том, что у современных подростков уровень развитие высших психических функций, в частности непосредственной и опосредствованной памяти, является более высоким по сравнению с подростками 1920-х гг. Частная гипотеза 1 заключалась в том, что условия эксперимента – место его проведения и изменения самой методики не оказывают значительного влияния на полученные результаты.

Дополнительно мы проверяли частную гипотезу 2 о том, что при использовании более сложного метода (способа) опосредствования – буквенного – эффективность запоминания будет снижена по сравнению с другими условиями запоминания.

Для проверки гипотез проводилось экспериментальное исследование, включавшее четыре серии и три условия запоминания (непосредственное, картинно-опосредствованное – две серии и буквенно-опосредствованное запоминание). Испытуемыми были подростки - ученики 7 класса ГОУ СОШ СВАО г. Москвы (2007-2008 гг.), 8 класса ГОУ Лицея ЮАО г. Москвы (2008-2009 гг.), 6 класса ГОУ Центра Образования ЦАО г. Москвы (2008-2009 гг.).

Общее заключение относительно данных по исследованию состоит в том, что в целом методика экспериментов А.Н. Леонтьева является достаточно надежной и устойчивой к влиянию методических помех – условия проведения эксперимента не оказывают значительного влияния на его результаты. Однако место проведения исследования в сочетании с воздействием личности экспериментатора некоторым образом изменяют получившиеся данные по репродукциям слов.

Согласно нашим результатам, показатели по воспроизведению в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием в целом формируют закономерность, аналогичную той, которая была описана А.Н. Леонтьевым. В то же время современные подростки показывают более высокие показатели при непосредственном запоминании и последующем воспроизведении, чем испытуемые сравнимого возраста конца 1920-х гг., что можно интерпретировать как частичное подтверждение основной гипотезы о том, что у современных подростков уровень развитие высших психических функций, в частности непосредственной памяти, является более высоким. Вместе с тем неоднозначной является ситуация с опосредствованным запоминанием - картинно-опосредствованное запоминание современного подростка не может быть охарактеризовано как более высокое по сравнению со сверстниками 20-х годов прошлого века. Помимо этого, оказалось, что плохо освоенный и сложный прием опосредствования дает более низкие результаты, чем остальные способы запоминания. Исходя из наших данных, испытуемые подросткового возраста могут использовать различные способы буквенного опосредствования, но, тем не менее, результативность запоминания в этом условии, в целом, является низкой. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема запоминания; либо причина заключается в его низкой эффективности. Для получения однозначного вывода требуется продолжение исследование на более обширной выборке. Выделенные нами предварительно и условно способы запоминания, которые использовались испытуемыми подросткового возраста, требуют дальнейшего уточнения, анализа и интерпретации.

Библиография

1) Агафонов, А.Ю. Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ [Текст] // Журнал прикладной психологии. – 2004. - №6. – С. 26-37.

2) Бирюк, С.М. Развитие опосредствованной памяти у детей подросткового возраста: курсовая работа [Текст]. – М., 2007-2008. – 52с.

3) Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания [Текст]: в 2 т. Т.1. / Б.М. Величковский - М.: Академия, 2006. – 448с.

4) Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] // Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – C.208-375.

5) Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка [Текст] // Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - С.1072-1119.

6) Выготский, Л.С. Основные проблемы современной дефектологии [Текст] // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – С.10-47.