Смекни!
smekni.com

Развитие психологической науки в СССР (стр. 3 из 5)

Проблема мышления и речи занимает видное место в психологических исследованиях. Психология изучает связь мышления, с чувственным отражением действительности, его специфическими особенности как обобщённого и опосредованного отражения предметов и явлений в их существенных связях и отношениях, диалектический переход от ощущения к мысли, роль слова и практические действия в этом процессе, формирование умственных действий, образование понятий, суждений и умозаключений. Предметом изучения этой области психологии являются также особенности речи, её виды, взаимосвязь понятия и слова, суждения и предложения, изменения мыслительной и речевой деятельности при нарушениях нормальной работы мозга. Психология разрабатывает эти вопросы, исходя из марксистско-ленинского учения об общественной сущности языка, его неразрывной связи с мышления и со всеми видами деятельности человека. Раскрывая единство чувственного и логического, образа слова в мыслительной деятельности человека, показывая, что «нормальное человеческое мышление, сопровождающееся чувством реальности, возможно только при неразрывном участии двух сигнальньых систем» (И. П. Павлов), психология разоблачает антинаучьность распространяемых в современной зарубежной литературе идеалистических концепций «чистого», связанного с языком мышления. В советской психологии успешно ведутся исследования развития мышления и речи у детей в процессе их обучения. Полученные данные показывают, как постепенно формируется логика мысли ребёнка, освещают пути воспитательного руководства этим процессом. Эти исследования и их результаты разбивают ложные концепции алогичности детского мышления. Значительное место в советской психологии занимает изучение различных сторон речи — её фонетических особенностей,еевыразительности и т. д.

Предметом психологического изучения является также эмоциональная жизнь человека. Психология выясняет общее и специфическое в эмоциях, чувствах человека, но сравнению с эмоциями у животных, показывает общественную обусловленность человеческих чувств, их многообразие, неразрывную связь с потребностями людей и их деятельностью, значение эмоций в этой деятельности. Современные научные данные преодолевают устарелые, ошибочны» взгляды на чувства как якобы чисто субъективны» состояния и показывают, что в чувствах отражаются в форме переживаний жизненные взаимоотношения личности с окружающей её общественной и естественной средой. Физиологической основойих является изменение старых и выработка новых систем временных нервных связей, ломка старых и выработка новых динамических стереотипов в коре больших полушарий головного мозга. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о динамической стереотипии в работе больших полушарий, о взаимодействии коры и подкорки научно объясняет и те изменения в деятельности внутренних и внешних органов, которые являются характерными для эмоций.

Проблема воли являлась в традиционной психологии оплотом идеализма. Волевые действия человека всегда рассматривались идеалистами как недетерминированные проявления особой духовной силы, якобы управляющей поведением человека. Материалистическая психология вскрывает антинаучность идеалистического понимания воли. Она показывает общественную обусловленность воли человека, являющею продуктом исторического развития, вскрывает её физиологические механизмы. Впервые в истории науки И. М. Сеченов, устранив дуалистическую противопоставленость волевых действий и рефлекторных движений, заложил основы детерминистического понимания волевых актов. Дальнейшую разработку этот вопрос получил в трудах П. П. Павлова. Опираясь на учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова, П. выясняет процесс перехода от непроизвольных движений к произвольным действиям, формирование мотивов и целей, которым подчиняются волевые действия, особенности их протекания в различных жизненных ситуациях, пути формирования волевых качеств личности, свободы её действий, основанной на познании необходимости, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия, владеть собой. Переходы от непроизвольной к произвольной организации и регуляции деятельности, в которой человек выступает как «система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавляющая, поправляющая и даже совершенная» (И. П. Павлов), имеют место во всех практических и мыслительных действиях. Существенную роль в волевой деятельности человека играют тормозные механизмы, вырабатывающиеся в результате общественного воспитания. Большое место в советской психологии уделяется вопросам воспитанияволи (Н. Корнилов и др.)

Одной из проблем психологии является проблема формирования индивидуально-психологических особенностей личности — её потребностей и интересов, взглядов и убеждений, навыков и привычек, вкусов и привязанностей, её способностей, темперамента и характера, её сознания и самосознания. Разрабатывая эти вопросы, советская психология исходит из понимания личности как совокупности общественных отношений, как единства общественного и естественного. Раскрывая общественно-исторический характер психологических свойств человека, его способностей и других сторон личности, психология вместе с тем показывает значение природных данных в их формировании. В советской психологии ведутся исследования типологических особенностей людей (Б. М. Теплов др.), имеющие существенное значение для научного обоснования путей всестороннего развития физических и умственных способностей, учёта индивидуального фактора в процессе обучения и воспитания. Научное объяснение типологических особенностей людей вскрывает порочность буржуазной дифференциальной психологии, основывающейся на реакционной, антинаучной теории биологической неизменности групповых и индивидуальных психологических различии.

Значительное место в проблематике психологических исследований занимают вопросы психологии конкретных видов деятельности человека — различных производственного, технического, научного, учебного труда, изобретательской, педагогической, сценической, спортивной и других видов деятельности, а также вопросы патопсихологии — изучения процессов при патологических состояниях мозга, нарушения и восстановления движений, речи и других функций (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и др.). Изучение этих вопросов обогащает общую теорию психологии, а вместе с тем приближает её к конкретной жизни, помогает психологии отвечать на запросы социалистической практики.

В советской психологии ведётся работа по истории психологических знаний, критическому пересмотру психологических учений прошлого. Проводится работа по обобщению положительных результатов экспериментальных исследований и выяснению теоретических проблем психологической науки (С. Л. Рубинштейн, А. Н.Леонтьев и др.)

III. Отрасли психологии и ее значение

До 70-х гг. психология существовала как единая дисциплина, не имеющая достаточно чётко выделенных отраслей. Однако с развитием психологии как науки начинают выделяться отрасли, составляющие самостоятельные разделы психологии. Основными из них являются: общая психология, раскрывающая природу и сущность психической деятельности человека, её основные формы и общие закономерности, её возникновение и развитие; детская психология, изучающая особенности и закономерности развития детей; педагогическая психология, разрабатывающая психологические вопросы усвоения учащимися знаний и навыков в процессе школьного обучения и психологические вопросы воспитания детей и молодёжи; психология труда; психология искусства; педагогическая психология, изучающая изменения психической деятельности при различных поражениях мозга, срывах его нормальной работы.

Данные и выводы психологических исследований имеют большое теоретическое и практическое значение. Психология — одна из наук, на которые опирается диалектико-материалистическая теория познания. Научное познание психики — неотъемлемая составная часть познания природы и сущности человека, имеющая важнейшее значение в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, в борьбе с фидеистическим миропониманием, с поповщиной. Данные психологии имеют большое значение для различных областей практики (педагогической, медицинской, производственной, художественной и пр.). Особенно они важны для дела обучения и воспитания подрастающего поколения, всестороннего развития способностей и формирования морально-психических качеств строителей коммунистического общества.

Дальнейшая участь психоаналитической теории и взгляд на нее в разных странах вырабатывались по-разному. Первоначально все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда относились к ней неоднозначно. Но затем, в Австрии, Германии, Европе, появились сторонники, и до сих пор она является популярной.

В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. В 30-е годы теория Фрейда была подвергнута острой критике, после мощного некомпетентного идейного давления в данную науку, усилившегося после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936). Прекратились переводы и публикации в нашей стране работ Фрейда и его последователей и до конца 60-х годов практически не появлялись. За это время возник и получил развитие неофрейдизм, внесший значительный вклад в науку (Э.Фромм и др.), но все это до последних лет оставалось практически неизвестным советскому читателю. Только со второй половины 80-х годов стали появляться публикации произведений неофрейдистов в нашей стране.