Смекни!
smekni.com

Роль эксперимента в области детской психологии (стр. 3 из 4)

Психологические игры и упражнения – метод групповой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации – производственные, управленческие, межличностные и т.п.

В зависимости от целей психологические игры могут быть построены по типу производственных процессов (деловые игры), могут напоминать детские игры или имитировать какие-либо жизненные ситуации. Использование этого метода существенно сокращает время приобретения социального опыта. Игры могут быть групповыми и индивидуальными. Многие из них заимствованы из практики подготовки актеров и напоминают театральные этюды. После игры проводится обсуждение, анализируются поведение и переживания разных участников. Многие развивающие программы состоят из набора разнообразных игр.

Групповая дискуссия – обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников, или индивидуального прошлого опыта кого-либо из участников. В процессе групповой дискуссии стимулируется выражение собственного отношения, личных переживаний участников, а не общих взглядов, мнений, абстрактных суждений или умозаключений. Во многих случаях значительное внимание уделяется также тому, чтобы участники избегали оценок высказываний других, не давали друг другу советов и т.п.


Глава II. Место эксперимента в детской психологии

2.1 Специфика использования эксперимента в детской психологии

В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. В особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдателя или не в состоянии вербализовать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную ситуативную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю видеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов. При проведении психологических экспериментов с детьми – дошкольниками специальное внимание уделяется тому, чтобы непривычные задания, необычная обстановка не смутили ребенка, так как это может привести к отказу от выполнения задания или случайным ответом. Эксперименты с детьми, как правило, проводятся в форме игры или другой достаточно привлекательной деятельности – аппликацию, конструирования.

Включаясь в эксперимент, ребенок обычно действует в нем более сиюминутно и спонтанно, чем взрослый, поэтому на протяжении всего исследования необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к ней.

Так, один психолог проводил эксперимент для определения точности, с которой дети разного возраста могут сравнивать длину двух линий. Сначала экспериментатор просто многократно клал перед ребенком две палочки и предлагал сказать, какая длиннее. Различие между палочками при этом каждый раз уменьшалось. Однако обнаружилось, что дети отвечают большей частью наугад, даже не глядя на палочки. Тогда эксперименту была придана игровая форма. Под каждый палочкой поместили кнопку, а на столик посадили электрифицированную игрушку собаку, играющую на мелафоне. Незаметно для ребенка к игрушке каждый раз подключали кнопку, расположенную под большей палочкой. Ребенку говорили, что, если он найдет большую палочку из двух «собака обрадуется и начнет играть». После этого ход эксперимента совершенно изменился. Дети изо всех сил старались определить, какая палочка больше, а после того, как собака «начинала играть», приходили в полный восторг: «Я угадал! Я правильно нажал! Вот собачка заиграла!» Многие психологические эксперименты проводятся в виде занятий и игр с детьми в группе детского сада. В этом случае в качестве экспериментатора обычно выступает воспитатель, которому предварительно дают материал и все нужные указания. Дети, конечно, не знают, что с ними проводится эксперимент для них это обычное занятие. Так, чтобы выяснить, могут ли дети в уме расчленить целостную форму на отдельные ее компоненты, на занятиях им предлагались задания по конструированию. Образцом в одном случае служила контурная схема, в другом – простроенная воспитателем готовая конструкция. Разница в выполнении заданий давала возможность судить об имеющихся у детей возможностях самостоятельного расчленения контура, создания на его основе представления о внутреннем строении конструкции. Разные виды эксперимента, как правило, сочетаются между собой в одном и том же проследовании. Сначала проводят обычный эксперимент (в этом случае он называется констатирующим) для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психического процесса или качества, который сложился в обычных условиях воспитания. Затем следует формирующий эксперимент, цель которого – получить новый уровень в соответствии с имеющимися предположениями. Наконец, в заключение снова проводится точно такой же эксперимент, как в начале, но на этот раз он называется контрольным его назначение – выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

2.2 Эксперименты известных психологов, давшие толчок развитию детской психологии

Величайший вклад в развитие детской психологии внес известный русский психолог Лев Семенович Выготский. К своим исследованиям ментального развития детей Выготский подходил с философско-политической позиции теорий Карла Маркса о государстве и трудовых отношениях. Идея Маркса состояла в том, что если все будут работать сообща на благо общества, то последнее выиграет намного больше. Чем в том случае, когда индивидуальные члены общества конкурируют друг с другом, преследуя собственные индивидуальные интересы. Выготский полагал, что идеи Маркса следует приложить также к научной психологии.

К сожалению, во времена Выготского психология была ориентирована на рассмотрение именно индивидуума. Поэтому он решил произвести кардинальные изменения в психологии, создав науку. В которой индивидуальное развитие неизменно рассматривается в контексте физического и социального окружения индивидуума. Все свои разработки и исследования Выготский изложил в книге «Мышление и общество», которая вышла в 1950 году. В начале книги Выготский показывает, что целью любой отрасли психологии должно быть объяснение отношений между людьми и окружающей их средой. Людям и психологам, которые их изучают приходится иметь дело с двумя типами среды. Во-первых, существует физическая среда. Физическая среда состоит из всех тех объектов, с которыми люди приходят в соприкосновение: деревьев, камней, прудов, стульев, отверток и т.д. Во-вторых, существует социальная среда. По самой своей природе люди являются социальными созданиями. Выготский считал, что этот факт следует признать в качестве базового положения психологии. Психология, которая не способна принять во внимание социальную природу людей, обречена. Когда Выготский в начале 1900-х годов разрабатывал теорию, психология как наука была еще очень юной. Психология всего мира еще только пытались определить, чем психология должна заниматься и каким образом. Поэтому было множество различных мнений о том, как лучше всего заниматься этой наукой. Согласно Выготскому, имелся, по меньшей мере, один путь, каким не следовало заниматься психологией. Путь, каким не следует ею заниматься, - это начать с изолирования исследовательского предмета от окружающей среды. Другими словами, не нужно никого приводить в лабораторию. К сожалению именно так большинство исследователей в области детской психологии и предпочитали действовать. Эти психологи хотели изучать детей в лаборатории, поскольку полагали, что человеческая среда слишком обширна, сложна и многообразна, чтобы можно было достаточно точно понять, как дети ведут себя в ней. Они полагали, что проведение психологических исследований подобно поиску иголки в стоге сена, где человеческое поведение является иглой, а среда – стогом сена. Выготский называл этих психологов «искусственниками», поскольку они занимались конструированием искусственной среды в лаборатории и вырывали детей из их естественного окружения. Он полагал, что любая психология, которая искусственно удаляет объект своего исследования из его естественного окружения, обречена на ошибку. Чтобы психология была истинной, доказывал Выготский, нужно принять во внимание те только самих людей, но и то, где они живут, что едят, с кем встречаются и как они разговаривают друг с другом. В эксперименте Выготского исследуется, насколько хорошо произвольные знаки позволяют детям функционировать в мире, особенно когда эти знаки можно использовать для расширения базовой памяти. Здесь Выготский говорит о двух разных видах памяти: естественной (или непосредственной) и использующей знаки (или опосредованной).

Естественная память является самым элементарным видом памяти и во многом приводится в действие нашими ощущениями. Другой вид памяти, о которой говорит Выготский, - память, опосредуемая знаками. Это означает, что иногда в нашу память может добавляться нечто внешнее по отношению к самой памяти. Эксперимент, проведенный в лаборатории Выгодского должен был исследовать использование детьми знаков для расширения памяти.