Смекни!
smekni.com

Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире (стр. 2 из 5)

Теория баланса принадлежит Ф. Хайдеру, который при ее создании исходил из такого принципа: социальная ситуация может быть признана как совокупность элементов (людей, объектов) и связей между ними. Некоторые соединения элементов могут быть стойкими, т.е. сбалансированными, а другие – несбалансированными, и могут вызывать у людей чувство дискомфорта, напряжения, стремления сбалансировать ситуацию. Таким образом, одним из источников поведения человека, является потребность в гармонических отношениях.

Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце XIX века в связи с появлением теории З. Фрейда о неосознанной и сильной внутренней потребности человека. Этот ученый стал основателем психоаналитической теории, одним из основных положений которой является утверждение, что любое поведение человека (хотя бы частично) обусловлено неосознанными импульсами, а основой мотивации поведения является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические потребности организма, которые обеспечивают его энергией, являющихся источниками активности Индивид стремиться снизить напряжение до минимального уровня [2,36]. Согласно З. Фрейду, мотивация "представляет собой не биоэнергетику, а психоэнергетику, это ее динамическая характеристика, которая отражает психическую причину поведения" [4,48], что является важным моментом мотивационной концепции поведения.

Последователи З. Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя, однако в каждой последующей теории сохранялся некоторый существенный элемент тождественности с фрейдизмом: либо базовые инстинктоподобные переживания, либо бессознательное, но чаще всего – взгляд на источники мотивации как на борьбу противоположных, непримиримых начал (дуализм).

Теория личности К. Левина и его концепция мотивации, по общетеоретическим подходам, может быть отнесена к гештальтпсихологии (от нем. форма, структура). Курт Левин, разделяя взгляды гештальттеории, пошел дальше своих современников в теоретическом анализе и эмпирических исследованиях. Он занимался не познавательными процессами, а регулятивными: мотивацией, целеполаганием, контролем поведения, что позволяет рассматривать его теорию как оригинальный и независимый подход.

Основным механизмом мотивации, по мнению К. Левина "является уравновешивание локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системы", для обозначения которой он использует как метафору понятие "поля" [3, 13]. Напряжение в определенной зоне этого поля и является потребностью. Потребности, согласно К. Левину, бывают базовые и квазипотребности (намерения и цели), что является прерогативой человека, т.е. он подчеркивал наличие у людей социальных стремлений.

Еще одно важное положение теории К. Левина – понятие в отношении основных детерминант человеческого поведения. Он считал, что поведение – это функция двух переменных: личности и окружения. Такой подход к исследованию проблемы мотивации человека был новаторским не только для современников ученого, но и для нашего времени. Б.В. Зейгарник писала, что он "выявил постоянную связь поведения человека с теми потребностями и мотивами, которые его понуждают; он показал, что человек всегда существует в определенной "актуальной ситуации", в каком-то "силовом психологическом поле", где каждая вещь существует не сама по себе, а в ее отношении к человеку, а точнее к его потребностям и стремлениям" [3,23]. Теория Курта Левина заложила основы многочисленных современных мотивационных теорий.

Гуманистические (от латин. человечный) теории мотивации Гуманистическая теория в психологии сформировалась в основном в 50-х годах ХХ столетия: (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Формм и др.). Она противопоставила себе с одной стороны, психоаналитическим теориям, которые представляли человека как существо, полностью зависящее от своих инстинктов и сильных внутренних потребностей, а с другой стороны, бихевиоризму, который критиковали из-за того, что он рассматривал психологию человека по аналогии с животными и объяснял человеческое поведение как полностью зависимое от внешних стимулов.

Гуманистическая психология – это конгломерат достаточно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу и стремящихся построить методологию познания человека как уникального объекта исследования. Предметом изучения гуманистической психологии является целостный человек в его высших, специфических проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности: любовь, творчество, воля, ответственность, глубинные межличностные отношения. Основной мотивирующей силой человеческого поведения, гуманисты считают – реализацию индивидом своих способностей и возможностей.

Гуманистическая психология еще в 60-е годы ХХ столетия получила широкое распространение и приобрела славу "третьей силы" в западной психологии [12, 312]. Не директивная психотерапия и логотерапия, гуманистическая педагогика, социально-психологический тренинг – таковы основные отрасли ее практического применения.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.

Среди российских психологов начала ХХ века, которые поднимали вопросы в отношении мотивации человеческого поведения, выделяют А. Лазурского, Н. Ланге, Л. Выготского, Д. Узнадзе и др. Однако долгие годы, вплоть до 60-х годов, психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы более-менее продуманной и доведенной до определенного уровня законченности, считается концепция мотивации, созданная А. Леонтьевым – теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека [10,476].

Согласно концепции А. Леонтьева, все психологические особенности человека, в том числе и его мотивационная сфера, имеют свои источники в практической деятельности, где и формируются свойства личности. При этом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека, существуют отношения изоморфизма (взаимной ответственности). Иначе говоря, в самой деятельности проявляются составные, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом соответствуют потребности человека; системе деятельности, из которых она состоит, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - набор целей. Таким образом, в основе изменений, которые происходят с мотивационной сферой индивида, лежит система деятельностей, динамика развития которых, обусловливает изменения в мотивационной сфере человека, приобретение ею новых потребностей, мотивов и целей [8, 19].

Сегодня деятельностный подход в психологии развивается не только в станах бывшего Советского Союза, а также в странах Западной Европы, США, Японии, Латинской Америки.

Мотивационные концепции как разные способы пояснения, прогнозирования и руководства поведением, контрастируя между собой, иногда кажутся несовместимыми. Так, в "бихевиоризме реализован взгляд на детерминацию поведения внешне: конфигурация стимулов, компонентов ситуации – это основной, а в радикальном варианте единственный фактор детерминации поведения. Психоаналитическая традиция "смотрит на поведение из глубины. Гуманистическая теория – с вершины. Подход Левина "горизонтальный" и охватывает взаимодействие субъекта и окружения. Когнитивные теории мотивации "смотрят на поведение изнутри, но не из глубин [12,362]. Однако при всех противоречиях, между существующими теориями прослеживается их взаимодополнении.

Мы рассмотрели наиболее распространенные концепции мотивации, которые помогают увидеть и историческое развитие различных подходов к мотивации, как детерминации человеческого поведения, так и современное состояние проблем мотивации, и тенденции ее исследования. Однако, в проблему подхода к человеку, который активно и сознательно развивается в соответствии со своими возможностями, т.е. самоактуализируется, наиболее весомый вклад внесли представители…

2. Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире

2.1 Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности

В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41].

Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике живой системы, описанной в работе "Организм. Холистский подход" (1939), организм как живая система стремится к актуализации тех возможностей, которые заложенны в нем от природы. Процесс развертывания этих возможностей К. Гольдштейн назвал "самоактуализацией" и акцентировал, что самоактуализация в личности представляет собой основной мотив и цель ее жизнь.

Одними из наиболее известных позиций в отношении данной проблемы занимают концепции Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Рассмотрим основные тезисы их теорий.

В гуманистической психологии А. Маслоу основными концептуальными определениями являются потребности и мотивы личности.

Потребность представляет собой состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности - источники активности человека [13,487].