Смекни!
smekni.com

Сигналы восприятия языка тела (стр. 1 из 2)

ЮЖНОУКРАИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Д. УШИНСКОГО

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

На тему: "СИГНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ: "ЯЗЫК ТЕЛА"

Студентки 1 курса

ХП 2

Одесса-2008 г.


Известно, что еще с древних времен людям было свойственно стремление по внешнему виду и действиям человека определять его характер, чувства, способности.

Умение "читать" и понимать человеческую психологию не потеряло значения и по сей день, причем не только в деловой, но и в личной жизни.

Американский исследователь Аллан Пиз, более 15 лет изучал "язык" поз, жестов, мимики человека, которые несут более 80% информации. Особенностью языка движений тела является то, что ее проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обыкновенному звуковому каналу общения.

Как и любой язык, отмечает А. Пиз, язык тела состоит из слов, предложений и разделительных знаков. Каждый жест подобен одному слову, а слово может дать несколько разных значений.1

Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями того, кто говорит.

Что же лежит в основе общей схемы восприятия нами другого человека? Что наиболее бросается нам в глаза при встрече с другим человеком?

В первую очередь конечно, три основных признака его внешнего облика – пол, возраст и тип телосложения. Затем в поле зрения попадают уже более мелкие детали – конфигурация головы, осанка, походка, жесты, форма рук и т.д. Таким образом, схема восприятия человека имеет в своей основе принцип познания от общего к частному, от более крупного к более мелкому.

_________

1. Пиз Аллан. Как читать мысли других по их жестам / Пер. с англ. Н. Котляр. - М, 1995. - С. 257.

Современные исследования подтверждают некоторую связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними морфологическими особенностями строения лица. Однако лицо любого человека в разные периоды времени не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Множество описаний различных мимических выражений и соответствующую интерпретацию дает в своей книге "Язык тела" А. Штангль. Он, например, утверждает, что полностью поднятая (выпрямленная) голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто же высоко поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует активное желание деятельности, вызов по отношению к другим. И напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику, стремление идти навстречу вплоть до полной покорности. Расслабленно свисающая вниз голова – признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

Движения мускулатуры лба, по мнению А. Штангля, тесно связаны с активностью глаз и в основном ею определяются. Так, горизонтальные складки образуются при максимальном раскрывании глаз (при испуге, удивлении, надменности и др.), что порой означает духовную инертность или же сильную степень утомления.

Вертикальные складки на лбу над переносицей являются верным указателем фиксированной воли ("волевые складки"), что может сопровождаться, однако, излишней душевной замкнутостью, отгороженностью от новых впечатлений и мыслей.

Одновременно вертикальные и горизонтальные, переходящие друг в друга складки, называемые "складками нужды", являются признаком перенесенных страданий и беспомощности, дискомфортного внутреннего положения.1

Глаза представляют собой особенно информативный орган. Например, определенную информацию специалисту-наблюдателю может представить даже цвет глаз человека. Некоторые современные ученые утверждают, что цвет глаз выказывает черты характера человека.2 Так, американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятнадцатилетних исследований более 10 тысяч человек пришли к выводу, что дети с темными глазами обладают большей энергией, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. В отношении взрослых эти психологи утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Люди с темно-серыми глазами - упрямы, смелы, добиваются своего. Обладатели темно-карих глаз обычно веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Люди же со светло-карими глазами застенчивы, склонны к уединению, тяжело переживают обиды. Они трудолюбивы и старательны, на них всегда можно положиться. Люди с зелеными и серо-зелеными глазами обычно имеют сильную волю и неукоснительно идут к поставленной цели. Они отличаются постоянством, но бывают жестокими и несговорчивыми.

Взгляд человека тесно о связан с речью и часто является средством установления контакта. "Язык взгляда" очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза указывают на высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость.

___________

1. Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. - М, 1986. - С. 91.

2. Рощаховский В. Цвет глаз и характер // Смена. - 1990. - №5. - С.63.

Слишком же широко открытые ("вытаращенные") глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, "занавешенные" глаза являются зачастую признаком инертности, равнодушия, скуки или же сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание, либо (с сочетанием со взглядом сбоку) коварство, хитрость.

Рот. Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, вообще невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то это указывает на увеличению жизненность чувств, мягким – на чувственность, острым, точно вырезанным, - на интеллектуальность, твердым – на определенность воли1.

Смех. Упоминавшийся А. Штангль описывает несколько интересных наблюдений за особенностями смеха, поскольку он считает, это особенно предательская вещь, в которой человек раскрывается наиболее полно. Так, смех на –а (ха-ха) совершенно открытый, идущий от сердца смех, облегчающий и беззаботный. Смех на –е (хе-хе) не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Смех на – и (хи-хи) одновременно скрытный, хитрый; смесь иронии и злорадства. Смех на – о (хо-хо), по мнению автора, звучит хвастливо, в основе своей – издевательский и протестующий. Смех на – у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.

Смех, таким образом, играет в жизни, особенно в межличностном восприятии, огромную роль.

___________

1. Штангль А. Цит. Изд. - С.116.

Однако, как замечает Г. Щекин1, - по утверждению американских социологов, 60% женщин не умеют правильно смеяться. В связи с этим в Нью-Йорке открыт специальный институт, где за определенную сумму представительниц прекрасного пола учат "очаровательно" смеяться и улыбаться.

Таким образом, анализ различных элементов человеческой мимики позволяют сделать вывод, что важнейшими мимическими явлениями лица выступают складки на лбу, глаза, направление и движение взгляда, рот, смех и улыбка.

Язык рук или жестов всегда сугубо индивидуален и обладает высокой степенью информативности. Так, по утверждению А. Брассера, записавшего в течении 25 лет около 250 миллионов свидетельских показаний, главным показателем правдивости свидетеля являются глаза и руки человека. "Говорить человек может, все что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут. Руки ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем глаза", - считает Брассер.2 Вместе с тем язык жестов помимо индивидуальности имеет и общие особенности, зависящие от национальной принадлежности, возраста и пола человека. Давно установлено, что большей жестикуляцией отличаются южане, меньшей –северяне. Например, на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию один раз, итальянец –80, француз –120, а мексиканец – 180 раз3, что нашему телезрителю хорошо знакомо по мексиканским телесериалам. А. Штангль в своих работах приводит множество жестов, в особенности рук и кисти, "чтение" которых помогает лучше понимать собеседника. Приведем некоторые из них и их интерпретацию.

___________

1. Щекин Г. Как читать людей по их внешнему облику. - К., 1992. - С. 86.

2. Популярная психология. Хрестоматия. /Под ред.В. Мироненко. - М., 1990. -С. 110.

3. Там же с. 112.

Вяло свисающие вдоль тела руки – пассивность, отсутствие готовности к действию, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки – защитная реакция, некоторое выжидание.

Руки заложены за спину – отсутствие готовности к действию, а также скрытое смущение, робость, затруднительное положение.

Потирание рук – человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей.

Движение рук, закрывающие лицо или его часть – желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость или затруднение.

Язык тела – это бессознательные сообщения, посылаемые мозгом, которые являются внешним отражением эмоционального состояния человека, то есть его чувств.

Каждый жест человека – это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы – это важная составляющая обратной связи.

Приведем несколько примеров, распознавание которых дает Алан Пиз.

Распознавание невербальных жестов, которые сигнализируют об обмане, является одним из важнейших условий общения, научится которым можно в процессе наблюдения за человеком.

Жесты, которые могут выдать человека, когда он обманывает, связаны с прикосновениями руками к лицу.