Смекни!
smekni.com

Сознательное самовнушение как путь к господству над собой (стр. 20 из 20)

Если ребенок ленив и плохо учится, попробуйте сказать ему, хотя бы это была и неправда: «Ну вот, сегодня ты лучше, чем всегда, приготовил урок. Старайся, мой милый!» Ободренный этой непривычной похвалой, ребенок несомненно займется в следующий раз более усердно, и мало-помалу, благодаря такому разумному поощрению, действительно станет прилежным.

Ни в коем случае не говорите в присутствии детей о болезнях, — вы всегда рискуете тем, что вы их в них вызовете. Разъясните им, наоборот, что нормальное состояние человека — здоровье и что болезнь — аномалия, своего рода недостаток, которого можно избегнуть правильной и умеренной жизнью.

Не приучайте детей бояться возможных неприятных ощущений, — холода, жары, дождя, ветра и т. п. Говорите им, что человек может превосходно переносить все, нисколько не страдая и не жалуясь.

Не рассказывайте и без того боязливым детям про всякую нечисть: Страх, поселенный в ребенке, может проявиться впоследствии в очень печальной для него форме.

Родители, не воспитывающие своих детей сами, должны выбирать для этого лиц, которым они вполне доверяют. Мало еще, чтобы воспитатель любил детей, — нужно, чтобы он обладал именно теми качествами, которые вы хотели бы развить в ребенке.

Пробуждайте в детях любовь к труду и к занятиям, — говорите им, что это вовсе не трудно, давайте им все объяснения, как я уже указывал, в понятной и занимательной форме, вводите в них забавный анекдотический элемент, чтобы ребенок всегда с нетерпением ожидал следующего урока.

Вселяйте в детей убеждение, что труд необходим человеку, что тот, кто не работает, никому не нужен, что всякая работа доставляет чувство глубокого и здорового удовлетворения, между тем как праздность, которая кажется некоторым такою заманчивой, порождает тоску, неврастению, отвращение к жизни и в конце концов приводит к распутству и даже к преступлению: человек не располагает возможностью удовлетворять те свои страсти, которые вызвала у него праздная жизнь.

Научайте детей быть всегда вежливыми и учтивыми со всеми, — в особенности же в отношении тех, кого случайность рождения поставила ниже их, — уважать старость и не смеяться над зачастую связанными с ней физическими и моральными недостатками.

Говорите им, что человек должен любить одинакового всех, без различия происхождения, что он должен быть всегда готовым оказать помощь тому, кто оказался в нужде, что он должен думать о других больше, чем о самом себе. Только действуя таким образом, человек, не стараясь даже, обретает внутреннее удовлетворение, которого всю свою жизнь ищет эгоист, но никогда не находит.

Вселяйте в детей веру в самих себя, — научите их тому, что перед тем, как что-нибудь сделать, человек должен все хорошенько обдумать и тщательно избегать скороспелых решений. Но затем, однако, обдумав, он не должен уже колебаться и отходить от решений, — разве только если ему докажут, что он заблуждался.

Обратите особое внимание ребенка на то, что каждый должен вступать в жизнь с вполне определенной идеей и твердой уверенностью в достижении цели, что благодаря влиянию идеи, он этой цели безусловно достигнет. Но при этом он вовсе не должен сидеть сложа руки: нет, — побуждаемый своей идеей, он просто сделает все, что ему нужно сделать; он воспользуется всеми возможностями или даже одной какой-нибудь малейшей случайностью, пусть это будет хотя бы даже соломинка в руках утопающего. И, наоборот, тот, кто в себе сомневается, ничего достигнуть не может: он фатально делает все для того, чтобы потерпеть неудачу.

Чрезвычайно важно, чтобы родители и наставники показывали детям пример. Ребенок в высшей степени восприимчив к внушению. Он делает все, что на его глазах делают другие. Пусть родители удерживаются поэтому от дурных примеров.

Как только ребенок научается говорить, заставляйте его произносить утром и вечером по двадцати раз: «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше». Эта формула способствует и у детей прекрасному физическому и душевному состоянию.

Устранять в детях замеченные недостатки и вызывать в них желательные качества можно чрезвычайно успешно нижеследующим внушением:

Каждую ночь, как только ребенок уснет, подойдите к его постели как можно тише, чтобы его не разбудить, станьте на расстоянии около метра подле него и пятнадцать, двадцать раз произносите тихим голосом (шепотом) то, что вам бы хотелось в нем вызвать.

«Наконец, я считаю весьма желательным, чтобы наставники каждое утро делали своим воспитанникам нижеследующее внушение. Заставив их закрыть глаза, следует сказать им: «Дети, я знаю, что вы будете всегда вести хорошо, будете учтивы ко всем и будете слушаться своих родителей и воспитателей. Когда они вам что-нибудь велят сделать или сделают замечание, вы его сейчас же исполните и вам это будет нисколько не трудно. Вам кажется иногда, что вам делают замечание для того только, чтобы вам было неприятно. Теперь вы хорошо понимаете, что это делается только в ваших же интересах и поэтому вы всегда будете испытывать только чувство благодарности к тем, кто с этим к вам обращается.

Вы полюбите всякий труд, каков бы он ни был. А так как сейчас ваш труд сводится к занятиям, то вы с любовью будете относиться ко всем предметам, которые вы изучаете, в особенности же к тем, которые до сих пор вам не нравились. Когда вы придете в школу и будете слушать учителя, вы устремите все свое внимание, все целиком на то, что он будет говорить и совершенно не будете думать о шалостях или глупых выходках ваших товарищей и сами, конечно, их не будете делать.

А так как у вас есть способности, то вы легко поймете и усвоите себе то, что будет говорить вам учитель: все, чему вы научитесь, расположится в порядке на полочках вашей памяти и будет там всегда в вашем расположении: по мере надобности вы всегда сможете воспользоваться оттуда тем или другим.

Когда дома вы занимаетесь одни или готовите уроки, относитесь к занятиям так же со всем вашим вниманием и у вас будут всегда наивысшие отметки».


[1] Следуя желанию автора, мы пользуемся здесь и в дальнейшем изложении термином «бессознательное» (inconscient), хотя в научной литературе гораздо более употребителен другой соответственный термин: «подсознательное» (subconscient), «подсознание» и пр. (Примеч. переводчика).

[2] Сколько всевозможных фобий, самого разнообразного вида и свойства, иногда почти совершенно незаметных, развивается таким путем в широких слоях населения! Сколько излишних страданий мы все, без исключения, сами себе создаем! И при этом повсюду, во всех областях жизни, — и все потому лишь, что сейчас же, «немедленно» не заменяем «зловредные бессознательные самовнушения» — «самовнушениями благими и сознательными», способными устранять наши объективно ничем необоснованные страдания.