Смекни!
smekni.com

Сон, его виды, признаки (стр. 3 из 3)

Швейцарский коллега Фрейда – Карл Густав Юнг видел различные образы сновидений как полные значения символы, каждый из которых может быть по-разному интерпретирован в соответствии с общим контекстом сна. Он верил, что в состоянии бодрствования подсознание воспринимает, интерпретирует события и опыт и учится по ним, а во время сна сообщает это «внутреннее» знание сознанию посредством системы простых визуальных образов. Он попытался классифицировать образы сновидений по их символическому значению. Он верил, что символы в системе образов сновидений присущи всему человечеству, что они были сформулированы в течение эволюционного развития человеческого мозга и передавались через поколение по наследству.

Лучше всего этот взгляд выразил И.М.Сеченов, назвавший сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений».

Полностью постичь внутренний механизм, физиологию сновидений помогло учение о Высшей Нервной Деятельности, и в частности раскрытие особенностей процесса торможения. Опыты показали, что переход нервной клетки из состояния возбуждения к полному торможению и обратно, совершается через ряд промежуточных, так называемых гипнотических фаз. Когда сон глубок, сновидений не бывает, но если по тем или иным причинам сила тормозного процесса в отдельных клетках или участках ослабевает и полное торможение сменяется одной из переходных фаз, мы видим сны. Особенно интересна парадоксальная фаза. Находящиеся в этой фазе клетки отвечают на слабые раздражения значительно сильнее, чем на сильные, а иногда на последние и вовсе перестают отвечать. Для находящихся в парадоксальной фазе корковых клеток полустёршийся отпечаток давнего переживания или впечатления может сыграть роль слабого раздражителя, и тогда казавшееся давно забытым пробудит в нашем мозге красочный и волнующий образ, который мы видим будто наяву.

На фоне различного торможения во время на нередко ярко вспыхивают те тлеющие в нашем мозге возбуждения, которые связаны с желаниями и стремлениями, настойчиво занимающими нас в течение дня. Этот механизм, который физиологи называют оживлением дремлющих доминант, лежит в основе тех нередких сновидений, когда мы видим реально исполнившимся то, о чём на яву лишь мечтаем.


5 Гипнотический сон

Одна из разновидностей сна – состояние гипноза. Многие тысячелетия гипноз был необъяснимым явлением и порождал у людей суеверия и ложные представления. История изучения и применения гипноза насчитывает много имён врачей и учёных, которые не побоялись тумана и мистики, обмана и заблуждений, долго окутывавших гипноз, и помогли исследованиями поставить на службу здоровью людей.

Знаменитый парижский психиатр и невропатолог Шарко (1825-1893) рассматривал гипноз как патологическое явление у людей, склонных к истерии. Истерия является одним из видов невроза, в котором больные или впадают в состояние, подобное гипнотическому трансу, или получают параличи, или у них нарушается функция органов чувств – всё это является результатом самовнушения и может быть вылечено в течение одного сеанса психотерапии. Есть много здоровых людей, которых трудно, а то и невозможно ввести в состояние гипноза в обычных условиях. И всё же отсутствие внушаемости не патологическое явление. Известны случаи, когда в неожиданных ситуациях человек становится «как загипнотизированный». Например, ребёнок едет на велосипеде и вдруг неожиданно оказывается перед каким-то препятствием, и, вместо того чтобы обогнуть, он смотрит на препятствие и едет прямо на него. Такое «оцепенение» в опасных ситуациях наступает у взрослых. Это аналогично акинезии у животных и должно считаться нормальным явлением.

Полное научное объяснение гипноза было дано в работах И.П.Павлова и его последователей. Павлов говорил о том, что гипноз – это разлитое запредельное торможение коры головного мозга вследствие сильного раздражителя. Отсюда сходство гипнотического сна с нормальным, при котором также имеется разлитое торможение. Торможение наблюдается и в случаях гипноза животных. И.П.Павлов в своих экспериментах показал, что слабые и повторяющиеся индифферентные раздражители через определенное время также приводят к торможению и засыпанию. Классическим примером этого служат студенты, дремлющие во время скучной и монотонной лекции. Словесное внушение расслабления и сна также связано с торможением, при этом остаются зоны повышенной возбудимости, воспринимающие голос и приказы гипнотизера.

Объяснения, данные Павловым, открыли дорогу к научному изучению гипноза. Не нужна никакая энергия «особого вида» и обмен этой энергией между гипнотизером и гипнотизируемым. Всё дело в соотношении процессов возбуждения и торможения. Изучая фазы сна, И.П.Павлов открыл, что в так называемой уравнительной фазе засыпания, но еще не глубокого сна, лёгкие и сильные раздражители действуют одинаково эффективно. Во время парадоксальной фазы сна слабые раздражители (например, слова) действуют сильнее, а сильные (например, боль) – слабее. Это объясняет, почему слова, произнесённые шёпотом, оказывают такой сильный эффект на гипнотизируемого.

Наблюдения показывают, что с помощью гипноза можно изменять ряд вегетативных функций, таких, как частота пульса, величина артериального давления и т.д. Имеются факты, когда под действием гипноза исчезали болевые ощущения. В современной медицине гипноз используется для обезболивания пациентов, не переносящих наркоза. Последователи йоги с помощью самогипноза могут привести себя в состояние минимальной жизни, при котором частота дыхания составляет один раз в одну или несколько минут, понижен обмен веществ, температура тела становится намного ниже жизненной нормы.


Заключение

У людей и животных сон и бодрствование ритмично сменяют друг друга. О том насколько сон необходим для жизнедеятельности, можно судить хотя бы по тому, что полное лишение сна люди и животные переносят гораздо тяжелее, чем голодание, и очень скоро гибнут.

При спокойном сне тело спящего неподвижно, глаза закрыты, мышцы расслаблены, дыхание замедленно, контакт с окружающим отсутствует, но во всех частях, органах и системах организма в это время совершаются активные, жизненно важные процессы, способствующие его самообновлению. После примерно десяти дней полного отсутствия сна наступает смерть. По-видимому мы спим не только потому, что наше тело нуждается в отдыхе. Для этого достаточно было бы просто полежать. На самом деле в течение сна тело регулярно шевелится, чтобы предотвратить затекание мышц. Если мы не спим несколько дней подряд, автоматически процессы в нашем организме могут продолжать функционировать достаточно ровно. Видимо, мозг также способен адаптироваться к периодам без сна, длящимся 2-3 дня. Но со временем недостаток сна приводит к раздражительности, галлюцинациям и помешательству. Мозг во время сна не отдыхает. Некоторые нейроны, правда, дезактивируются при этом, но зато в дело вступают другие. Деятельность мозга продолжается.

Полагают, что одна из функций сна – позволить произойти переменам в мозгу, чтобы включились механизмы обучения и запоминания. Кроме того, кажется, что наши ощущения физической усталости создаются мозгом ввиду его нежелания продолжать управлять телом.

Традиционно считается, что потребность во сне уменьшается с возрастом, и что люди старше 65 лет спят в среднем не более пяти с половиной часов. Однако исследования показывают, что потребность во сне остаётся постоянной со времени наступления половой зрелости. Продолжительность сна не связана ни с полом, ни с физической активностью, ни с диетой, ни с интеллектом. Это глубоко личная характеристика, связанная, возможно, с детскими привычками или психологией.

Многие с сожалением говорят, что на сон приходится тратить около трети жизни. Но это напрасное огорчение. Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать и активно отдыхать – читать, играть в подвижные игры, заниматься спортом и так далее.


Список использованных источников

1 Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – СПб.: Высшая школа, 2002.

2 Вейн А.И., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. – М.: Медицина, 1989.

3 Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. Методики и основные эксперементы по изучению мозга и поведения. – М.: Высшая школа, 1991.

4 Воронин Л.Г. Курс лекций по высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1975

5 Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М.: ИП РАН, 1998.