Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура (стр. 3 из 3)

Характер — это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого и выражает специфическое отношение человека к миру, к себе и к другим людям. "Великое дело играть всегда одну и ту же роль ...Потребуй от себя одного — каким ты был вначале, таким оставайся до конца. Сделай так, чтобы тебя хвалили, а не сможешь — так хоть чтобы узнавали",— писал Сенека. К наиболее ценным чертам характера стоики относили мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость.

Характер основывается на мировоззрении, опирается на представления о благе, зле и безразличном. Жизненные трудности, с которыми встречается человек, приобретают значение технических помех. "В недосягаемом месте та душа, что покинула все внешнее и отстаивает свою свободу в собственной крепости: никакое копье до нее не долетит",— писал Сенека. Это высказывание не следует понимать как призыв к уходу от жизненных дел и обязанностей; стоики требовали от человека исполнения его гражданских, семейных и других обязанностей. Мудрец может отдать свою жизнь за отечество и за своих друзей. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков, а также с помощью наблюдения за поступками героев, размышления над ними. Каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер. "Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе".

В целом в философии стоицизма человек предстает как свободное существо, хотя он и действует в соответствии с долгом: он делает то, что подобает делать. Он склонен к внутреннему созерцанию, "...должно неустанно наблюдать за собою",— характерное название одного из разделов учения Эпиктета (55— 135 гг., Поздняя стоя). "Смотри внутрь себя",— один из советов Марка Аврелия (также Поздняя стоя, 121 — 180 гг.). Он не тщеславен и бесстрастен. Но его бесстрастность отличается от другой бесстрастности, человека черствого и жестокого. Идеал человека в стоицизме — независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность {автаркия), в отличие от христианского идеала человека, который ищет помощи у Бога.

В строгой морали стоицизма слишком много интеллектуализма. Многие ли могли воспользоваться стоической мудростью? Среднему человеку оказались гораздо ближе слова апостола Павла: "Не понимаю того, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". Так стоицизм подготавливал почву для христианства.


Список используемой литературы

1. Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 688 стр.

2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней / А.Н. Ждан. – М.: Академический проект, 2004. – 576 стр.

3. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2001. 544 стр.

4. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1976. – 463 стр.