Смекни!
smekni.com

Становление и развитие социальной психологии как науки (стр. 2 из 3)

С конца XIX века появляются работы, посвящённые социально-психологическим проблемам, исходя из современного определения предмета социальной психологии как науки. Эти исследования оказались столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом ещё более пристального внимания в связи с попыткой социально-психологического анализа многих исторических событий XX века. Следует особо отметить следующие работы: Э. Дюркгейм “Метод социологии” (1899); Г. Лебон “Психология народов и масс”(1895); Г. Тард “Законы подражания” (1892), “Общественное мнение и толпа” (1892); М. Вебер “О категориях понимающей социологии” (1913); В. Вундт “Психология народов” (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как “социальная философия” и “историческая социология”. В начале XX века термин “социальная психология” становится общеупотребительным и служит для обозначения нового направления в науке.

Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки – охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и тд. Большинство вышеперечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленности в группе и тд. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает своё развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и являются одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями стабилизации и совершенствованию общественных отношений на всех уровнях общественной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Следует отметить, что развитие социальной психологии как науки осуществлялось от общих теоретических вопросов к более частым, практическим. Первые теоретические концепции в области социальной психологии разрабатывалась во второй половине XIX – первой трети XX века. В 1859 году в Германии выходит в свет новое издание: “Журнал психологии народов и языкознания”.Его авторы, языковед Штейнталь и философ Лацарус, заявили о психологии народов или народной психологии как о науке. В первом номере журнала они сделали попытку раскрыть сущность новой науки, заключающейся в открытии тех законов человеческого духа, которые проявляются там, где живёт и действует много людей. Это было началом разработки одной из первых социально-психологических концепций – психологии народов. Позднее концепцию психологии народов разрабатывал Вундт, написавший десятитомный труд с соответствующим названием.

В. Вундта принято считать родоначальником экспериментальной психологии, поскольку он, будучи учеником знаменитого физиолога Гельмгольца, впервые предложил отделить психологию от физиологии и превратить её в отдельную науку. При этом Вундт параллельно занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека через метод внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция); проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида.

В. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определённых условиях. Он считал, что необходимо изучить те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи.

Язык существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме, живущие в духе народа представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними довольно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вносит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем его мире. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, каждый язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов – таких устойчивых словосочетаний, значение которых не выводимо из значений составляющих их компонентов. В любом случае “неправильности” языка отражают специфику представлений точно так же, как и основные его компоненты. Язык может иметь высокую степень конкретизации, как, например, русский, или быть абсолютно абстрактным, как, например, японский. Рассматривая язык как уникальную знаковую систему, которая задаёт интерпретацию явлений окружающего мира, можно заметить, что он является необходимым условием понимания психологии данного народа по сравнению с другим.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное содержание представлений в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, связанные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней стадии человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение в обществе, как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологические представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим и плохим. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть вещи в определённом свете. Они могут помогать человеку постигать истину, но могут также искажать её. В любом случае мифологическое восприятие формируется непроизвольно в процессе социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно важных для человека событиях во вступления в брак, рождение ребёнка, похоронах и др.

Выделив язык, мифы и обычаи – три основополагающих явления, определяющих психологию народа, В. Вундт сделал важный шаг в разработке фундаментальных социально-психологических проблем. Значение исследований психологии народов заключается в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека. Один из главных выводов, который был сделан на первом этапе развития социальной психологии, заключался в том, что различные формы социальной психики являются не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, а качественно новым образованием. Основная сила истории – народ, или, по выражению Вундта,”дух целого”.”Дух целого” выражает себя в религии, искусстве, языках, мифах, обычаях. Индивидуальный сознание есть только продукт этого целого.

Почти одновременно с разработкой концепции психологии народов появляются концепции массового общества, или концепция психологии масс, исследующие проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г. Тард рассматривал народ как гигантскую аудиторию, воспринимающую определённую информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации. Разрабатывается понятие массовой культуры как совокупности культурных ценностей в индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Массовой культура является как по месту, так и по времени, то есть потребителями массовой культуры являются практически все цивилизованные люди, и само её производство осуществляется изо дня в день. Главный признак массовой культуры – стандартизация жизни, которая не может влиять на психологию человека в обществе.